03-07-98


Голубые ели

Что-то зачастил в Челябинск спектакль Романа Виктюка "Служанки". После небольшого перерыва привозят его уже во второй раз. Раньше так часто к нам возили выставки Константина Васильева - само воплощение "духовности" и "русского духа". Но смена общественных приоритетов диктует и смену объектов поклонения. Виктюк-то покруче Васильева будет: у него в спектакле мужики женщин играют. Гомофобов просят не беспокоиться: так, мол, сам автор пьесы Жан Жене завещал. А мы только лишь вслед за автором движемся. Даром, что Жене никогда своих пристрастий не скрывал. Впрочем, как и Виктюк. Но интересно вовсе не это.

Лубочную гладкопись (сработать так может любой среднестатистический мазила на Арбате) художника Васильева я вспомнил не случайно. "Служанки" счастливо соседствуют с ним на поле коммерческого искусства, которое в своей буржуазной уютности, повышенной комфортности признаваться не хочет. Но, по извечной традиции российской, рядится в эпатажников да авангардистов. Выходит самый натуральный трансвестизм от искусства: совы опять не то, чем они кажутся.

Конечно, поначалу, в первые дни перестройки, творчество Р. Виктюка воспринималось как полный скандал и потрясение основ. И это не было для маэстро конъюнктурой - он-то свои субкультурные намеки и приколы даже при прежнем режиме протаскивать умудрялся. Контрабандно, по чуть-чуть, но, ведь было, было: любовь не бросишь в грязный снег апрельский. А когда вожжи отпустили - тут уж сам Бог велел - вместе со спектаклем "М. Баттерфляй" Виктюк и выпорхнул первой ласточкой сексуальной (читай: социальной) раскрепощенности. Потом вот и "Служанки" подоспели: яркие, пряные, замороченные. Дико дорогие, и поэтому приятно щекочущие наши представления о декадансе, нарождающейся буржуазности и всяких сопутствующих этому инфернальностях.

Но Виктюку долго в одиночестве побыть не дали. Пенкин, Моисеев, имя им легион. Шоу-бизнес свое дело знает. Прибой как вафли их печет. Экзотические до недавнего времени темы и проблемы стали самыми что ни на есть общими местами поп-культуры. Не знаю, хорошо это или плохо. В смысле прививки какой-то терпимости - хорошо. В смысле размывания ориентиров для умов ни в чем особенно не твердых - плохо.

Вот и вышло то, что вышло: утратили "Служанки" этот свой налет скандалезности и эпатажа. И то, что их теперь по провинциям возят, - первое тому свидетельство. Звезды, давно закатившиеся на Западе, по-прежнему разбрасывают у нас свой рассеянный свет. Где ж им еще сладкоголосничать, как не в Сибири или на Урале? Тем более, что "фанера" и "чес", никакой отдачи, искренности чувств и игры на "разрыв аорты" (за чем, собственно говоря, люди в театр-то и ходят): кому охота себя тратить и тело молодое надрывать.

Короче говоря, обычная такая история про то, как достижения смутьянов и первопроходцев оказались присвоены и растиражированы попсой от искусства. И о том, как масскульт выхолостил саму суть прежнего открытия. "Духовное" теперь, конечно, не канает. Встречи с кумирами литературы в концертном зале "Останкино", на которых все записочки про смысл жизни писали, сослали в резервацию телеканала "Культура". Который у нас в городе перекрывает "Интерволна". Но ведь, что характерно, и "Служанки" тоже полного зала более не собирают: объявленные два представления урезали как раз наполовину. Можно сказать, что лето и зарплату не платят. Но, скорее всего, растворенные в воздухе конца века смута и неопределенность оказываются куда как более сильнодействующими, нежели какие-то мужики, в баб переодетые. В конце концов, экая невидаль: телевизор включи или журнал "ОМ" открой. Или, вот еще, в ночной клуб не поленись заглянуть. Как некогда Верлен сказал, "все прочее - литература...". Привычная, как голубые ели возле кремлевской стены.

Дмитрий Бавильский