03-09-02


Письма бурсаков

найдены под полом здания правительства области

Сенсационные находки чаще всего нежданны. Сотрудники комитета по делам национальностей, религиозных и общественных организаций правительства области Асия Хамзина и Илья Аносов собирались спокойно поработать в субботний день, когда нет потока звонков и людей, никто не мешает. У входа в здание их остановил дежурный: "Посмотрите, что это такое?" На столе были аккуратно разложены несколько пожелтевших листочков. Илья Иванович взял в руки один из них и ахнул: сверху стояла дата - "1878 г. Сентября 23 числа". Он всмотрелся в другой, третий - перед ним лежали неотправленные письма, написанные 110-120 лет назад.

- Я обходил здание, - рассказывал меж тем старший лейтенант милиции Евгений Сафонов (на снимке). - На втором этаже, где идет ремонт, меня остановили отделочники. Говорят: мол, там в мусоре какие-то письма валяются. Вот я их и вытащил.

Хамзина и Аносов бросились наверх. В кабинете вице-губернатора рабочие отдирали старинный деревянный паркет.

- Когда вскрыли полы, бумажки эти и обнаружили, - говорит отделочник Слава Токарев. - Паркет, видите, какой сухой, похоже, из лиственницы, вентиляция хорошая. Вот письма и сохранились.

Потрясенные, стояли они над кучей мусора, в которой валялись огромные кованые гвозди, обрывки бумаги, сложенные веером и самолетиками записки, листы книг и учебников, самодельные карты по географии, обгрызенная ручка, - все это как минимум столетней давности.

- Тут где-то еще табличка валялась, которую крепили на койку, - говорит отделочник Владимир Гришечкин. - Так на ней 1846 год выбит.

Рабочий день был сорван. До вечера сотрудники правительства вместе с рабочими разбирали исторический "мусор", гадая и поражаясь его удивительной сохранности. Дежурный принес большую коробку, которую наполнили доверху. Чего тут только не было! Записки учеников, переписка с родителями, обращения к учителям, листы из тетрадок по географии, греческому, латыни, черновики контрольных, долговые книжки, стихи и романсы, всевозможные рисунки и почеркушки, воссоздающие быт и нравы бурсы XIX века. Вот листок из самодельной долговой книжки ученика: октябрь, 12 - 50 к.с. (копеек серебра), 30 к.с. Обрывок латинской грамоты. Черновик языковой контрольной, где из девяти заданий выполнено только одно. Вот аттестат с оценками: "греческий - 2, 4, 4, 4, латынь - , поведение - 1, 1, 1, 1, 1, 5, 4, 5". И к нему тем же каллиграфическим почерком "прошение об увольнении ученика III класса..." И совершенно одинаковые письма родителям: "1879 г. Марта 12 числа. Любезные мои Папаша и Маменька, желаю вам добраго здравия и всякаго благополучия. Пришлите мне денег за квартиру и сапоги 5 рублей". "Пришлите мне денег на опойковы сапоги хоть рублей 5 р. 50, потому что у наших учеников почти у всех есть. Я на клиросе, так мне нужно". И здесь же обрывок фантика "народная карамель "Клубника". Т.П. Сериковъ в Москве".

Асия Хамзина, председатель комитета по делам национальностей, религиозных и общественных организаций правительства Челябинской области:

- Дело в том, что в здании правительства располагалось Челябинское духовное училище, усадьба которого занимала полквартала и примыкала к Одигитриевскому женскому монастырю. На углу нынешней улицы Цвиллинга (бывшая Большая) стояла Покровская церковь училища, далее каменное здание с больницей, правлением и квартирой надзирателя. А в середине - большой корпус с классами, помещениями для учителей, столовой. На втором его этаже были спальни для учеников на 100 человек и библиотека. Челябинское духовное училище считалось лучшим в Оренбургской епархии в 1880-1890-е годы. Во всяком случае нам удалось обнаружить совершенно потрясающие живые свидетельства истории училища. Наш комитет передаст их специалистам и уже вместе с ними проведет подробное расследование, о котором мы расскажем читателям "Челябинского рабочего".