03-09-97


Кладовая мрамора

Она может быть и главной мастерской страны по добыче и обработке камня

В цехе архитектурных изделий оператор Анатолий Землянский на канатно-профильном станке из большого мраморного прямоугольника вырезает нечто похожее на остроконечные сферы. В трех шагах от станка установлен компьютерный пульт управления, и на цветном мониторе видна картинка обрабатываемого изделия - деталь арки возводимой в Коелге церкви Архангела Михаила. Этот храм, рассчитанный на 300 прихожан, будет одет в мрамор, станет украшением поселка. Легкость и устремленность к небу культового творения просматриваются уже сейчас. Мраморные одежды, искусно выполненные мастерами, усилят величественность здания и чистоту замыслов его создателей. Впрочем, сначала о другом, без чего, возможно, еще долго не было бы в Коелге ни современных способов обработки мрамора, ни строительства собственного храма.

Все сдвинулось в АО "Коелгамрамор" и пошло набирать обороты с решения правительства Москвы о воссоздании Храма Христа Спасителя. О его строительстве уже достаточно много писали в газетах, в том числе и в "Челябинском рабочем", поэтому расскажу лишь об отдельных эпизодах, довольно хорошо и выпукло, на мой взгляд, характеризующих людей у руля АО "Коелгамрамор" и их вклад не только в развитие собственного производства, но и социальное, духовно-культурное обновление общества.

- Еще очень многие из нас до конца не осознали того, что происходит в стране с воссозданием Храма Христа Спасителя, что сделала для этого Коелга, - говорит генеральный директор АО "Коелгамрамор" Иван Андреевич Чеботарев. - Понятие придет позже, но уже сейчас могу сказать, что кроме вклада в развитие духовности Коелга впервые выступила как один из мировых лидеров по производству и обработке мрамора. Мы показали и свое умение, и высокое качество уральского мрамора.

Мы сидим в его уютном рабочем кабинете, и Иван Андреевич, как бы прокручивая ленту времени в обратном порядке, рассказывает о том, какую конкуренцию пришлось выдержать в борьбе за получение заказа на изготовление мраморного наряда для храма Христа Спасителя. В конкурсе на это право принимало участие более десятка претендентов. Были итальянцы, израильтяне, украинцы, сибиряки. Коелгинских мраморщиков приняли с недоверием. Чувствовалось, что перед конкурсом активно поработали конкуренты, а одна из известных московских газет опубликовала статью, в которой было сказано, что уральский камень плох качеством. Поэтому ставку делали на Сибирь, саянский мрамор.

- Заказчика мы убедили примерами, - рассказывает Иван Андреевич. - Смотрите, говорим, коелгинский мрамор используют финны на реставрации зданий в Хельсинки, качеством довольны. Нашим камнем оформлены Свято-Данилов монастырь, Российская академия наук, Генштаб Российской армии, другие известные в стране здания, и никто в наш адрес не высказал претензий. Учитывали, конечно, и экономический фактор - Челябинская область ближе, чем Саяны. Кстати, наш мрамор, как впоследствии все убедились, и лучше качеством. Поэтому мы выиграли конкурс, и нам достался основной заказ на изготовление деталей из мрамора - более семидесяти процентов.

Могу лишь догадываться и судить по рассказу главного экономиста предприятия Н. Петровой, что стоило ему, Ивану Андреевичу, выиграть конкурс и в течение полутора лет, выполняя заказ, вести производство, отстаивать интересы своего коллектива.

- У нашего директора есть ценная для руководителя черта: он не отступает от намеченного, - говорит Надежда Ивановна, - умеет рисковать и убеждать.

Сама она за эти полтора года в Москву слетала, как подсчитала, 29 раз, больше жила там, чем дома. Собственно, весь коллектив жил общим интересом, над заказом работал круглые сутки. А когда мэру столицы Ю. Лужкову сказали, что заказ коелгинцы выполнили, то он изрек: "Не верю!" Потому что слишком большой объем работ "висел" на уральцах, чтобы поверить в досрочное выполнение заказа. Итальянцы рассчитывали, готовясь к конкурсу, этот объем выполнить за три года.

Что дало коелгинским мраморщикам выполнение такого важного заказа? Сопричастность к историческому событию страны - это само собой. Но есть и другая сторона, и она не менее важна. Коелгинцы за это время оснастили свое производство самым современным оборудованием. Новую технологию внедрили и на разработке камня, и на его обработке. Все семьдесят лет, пока существует это производство, изготавливали изделия лишь прямоугольной формы. Не отказались от их выпуска и сейчас - производство облицовочных плит, к примеру, поставлено на поток, как и прежде, изготавливают надгробные памятники и многое другое. Но новая технология теперь дала возможность наладить производство сложнейших по конфигурации мраморных изделий. Выполняя заказ московской мэрии, коллектив осваивал и опыт работы с камнем лучших мировых фирм. Сейчас коелгинцы выпускают изделия на уровне европейских стандартов. Это приобретение, пожалуй, наиболее ценно. Полтора года Коелга обеспечивала хорошо оплачиваемой работой полторы тысячи человек: своих, то есть коелгинцев, еманжелинцев, жителей Еткуля и соседних поселков. Все это время предприятие исправно перечисляло в областной бюджет немалые налоги.

- Что дальше, после выполнения большого заказа, сворачивать производство?

- Развивать и совершенствовать, - отвечает Иван Андреевич. - Временно работающих людей мы, конечно, распустили. Новая технология позволяет и дальше сокращать рабочих, но у нас 604 акционера, по-человечески ли будет, если от кого-то избавиться? Количество работающих решили оставить прежним, дело всем найдется.

Заказы есть. Изделия изготавливают не только для наших соотечественников, коелгинский мрамор привлек внимание граждан Израиля, Бельгии, США, Германии, Италии. Коелгинцы надеются на большой заказ из соседнего Казахстана - новой столице Акмоле требуется облицовочный мрамор. Словом, все только начинается и, если судить еще по строящейся церкви, так у коелгинцев хорошее будущее. Церковь, кстати, строят за счет прибылей. По словам Н. Петровой, в селе, как и повсюду в округе, молодежь все больше заглядывает в рюмку, немало таких, что знакомы с наркотиками, идет нравственная деградация. Видя все это, руководители предприятия не придумали ничего другого, как обратиться за мудрым советом к сельским ветеранам. В ответ услышали: "Церковь плохому не научит". Два года назад на общем собрании акционеров было принято решение о строительстве храма. Когда-то в этом селе их было два. Уже к будущим пасхальным праздникам, как запланировали, строители закончат кладку стен, приступят к отделочным работам, а в мраморные наряды будут одевать церковь уже по ходу работ.

- Планируем от села построить дороги, соединимся короткими путями с Чебаркульским и Увельским районами, между нами будут более тесные хозяйственные связи, - делится ближайшими замыслами заместитель генерального директора С. Загуменнов. - Да и люди должны друг с другом активно общаться. Сейчас Коелга в этом отношении как бы в стороне, глубинка...

С Сергеем Ивановичем мы стоим у самой кромки карьера. Он рассказывает о применяемых здесь новых способах распиловки мрамора, перспективах производства - работы на многие и многие годы. Запасов мрамора - на тысячелетие.

Анатолий ЛЕТЯГИН.

(Наш корр.).

Еткульский район.