03-09-97


Ищи, где ты счастлив

Инга Гудимова - "сахалинская жена" родом из Кыштыма

- Инга, - крикнул Гарик из-за кулисы, - будь внимательна: в зале Чурикова.

Она услышала беспокойный голос мужа, но в ней ничего не дрогнуло. Инга уже "завелась" на роль. И рухни сейчас под ноги колосник или разверзнись сцена, ее не остановить.

В родной Кыштым актриса Московского театра-центра имени Ермоловой Инга Гудимова приехала в отпуск вместе с мужем - режиссером Гарольдом Стрелковым. А первая наша встреча случилась после того, как выпускница Челябинского института культуры поступила в школу-студию МХАТ.

- Я тогда одновременно шла во МХАТ и ГИТИС. Выбрала МХАТ, так как Дуров мне нравился больше, чем Хейфец. И потом здание ГИТИСа тогда разваливалось, как старый сарай. Это теперь оно в мраморе и золотых ручках, а из бывшего туалета сделали профессорскую.

- Правда, что путевку в мир искусства ты получила в Кыштыме из рук Хотиненко?

- Почти так. Я хотела стать актрисой, но раздирали сомнения в собственных способностях. А тут приезжает в Кыштым тогда еще никому не известный режиссер Владимир Хотиненко со своим фильмом "В стреляющей глуши". Директором киносети была прекрасный человек, талантливый организатор и умница Татьяна Киричек. К глубокому сожалению, несколько лет тому назад она трагически погибла... Большой друг нашей семьи, она приняла самое живое участие в моей судьбе. После просмотра фильма напоила Хотиненко парным молоком с пряниками, а потом завела меня: "Посмотрите эту девочку и скажите, стоит ли ей стучаться в эти двери?" Но у меня ничего не было готового, поэтому договорились о встрече в Свердловске. Когда я приехала, меня встретил оператор Хотиненко и отвел к режиссеру ТЮЗа Дмитрию Астрахану. Я читала стихотворение Асадова о "парне со спортивной фигурой и девчонке - тонкий стебелек". Сказали, все хорошо, но репертуар надо сменить.

- Ты начинала у Льва Дурова...

- Вскоре мы расстались. Тогда все бредили Петром Фоменко. Попасть к нему - настоящая мечта. Но просмотр оказался удачным. Я приехала к Дурову: "Лев Константинович, я от вас ухожу". Чтобы как-то сгладить момент расставания, я принесла ему в подарок мягкую игрушку с нарисованной улыбающейся физиономией. Дуров насупился: "Это что, я? Такой же лысый". Я не выдержала и разревелась... Простились мы с ним хорошо, остались друзьями... Понимаете, человек он чудесный, актер замечательный, но мне хотелось к Фоменко.

- Много слышал о нашумевшем спектакле "Сахалинская жена", где ты сыграла главную роль...

- Тоже история... Пьесу Елены Греминой нашел Гарик. Он ее и поставил во МХАТе. Спектакль понравился, но в репертуар его не приняли. Премьера состоялась в Доме актера. Вот где нас благодаря директору Маргарите Эскиной приняли как родных. Давали возможность репетировать, играть что угодно. Причем сцена и костюмы - бесплатно. Позже открыли под нас дебют-центр. Мы начали ставить трилогию о Жанне д'Арк.

- Вернемся к "Сахалинской жене". В конкурсе "Московский дебют-96" ты взяла приз за лучшую женскую роль. А Гарик за лучшую режиссерскую работу. Но не все театралы знают эту пьесу.

- Начало века... Сахалин готовится к приезду Чехова. Готовится и местная тюрьма. Я играю старую гилячку, поочередно отравившую трех мужей. С двумя сокамерниками она живет в отдельном доме (награда за хорошее поведение!) и спит с каждым за четыре копейки (большие по тем временам деньги!) В свободное время варит отраву и что-то бормочет на родном гиляцком языке... В пьесе нет конкретных фраз. Этнографы пытались сочинить для меня "коренной" текст. Но я обошлась. Придумала свою тарабарщину... Все-таки на Урале родилась. Вот и пела песню из набора названий знакомых мест - "Кыштым - Карабаш - Аргаяш - Аргази". Московский зритель принимал эту абракадабру за речь народов Севера, а мои челябинские друзья от смеха со стульев падали.

- После окончания института культуры ты успешно начинала в челябинских театрах. И вдруг неожиданный переезд в Москву.

- Действительно, вдруг... Тут во всем виноват Гарик. Еще в институте нас ставили играть в пару. Ну и доигрались... до любви. Гарик уехал работать в ГИТИС, а потом меня стал звать. Долго не решалась, так как ему и мне приходилось ломать не только сценические судьбы... А расписались мы недавно.

- Как встретила столица?

- В творческом отношении лучшего и желать нечего. Удивительная свобода, удивительная возможность для самореализации. А вот в бытовом... Поселились на квартире, хозяйка которой уехала к дочке в Польшу. Наша обязанность - ухаживать за 16-летним сеттером (столько собаки не живут!) и поддерживать порядок. Мы на седьмом небе от счастья: квартира отличная, на самом Арбате, сеттер - парень спокойный... Но радость была недолгой. Хозяйка разругалась с дочкой, вернулась, залезла на люстру и нашла там пыль... В тот же день мы вылетели на улицу. Болтались чуть ли не по вокзалам и подъездам, пока не узнали про существование детского интерната, где директором, опять-таки на наше счастье, женщина из Свердловска. С землячкой договорились легко: она нам - бесплатную комнату, мы организуем театральный коллектив... Какие талантливые ребятки! Одна девочка, Олеся, играет уже в нашем спектакле - Жанну в детстве. А вы знаете, что ее, то есть Олесю, хотели списать в олигофрены! Ну не знает она математику и все тут. Вот и проверили ее тестом... Впрочем, давайте, вы сначала ответьте.

Озорно улыбаясь, Инга предложила решить простенькую задачку: чем отличается курица от воробья? Варианты типа - курица больше, воробей меньше, одна ходит, другой летает, ее не устроили. "Вот и вы попали в компанию с Олесей, - торжествующе воскликнула Инга, - правильный ответ: курица - домашняя птица, а воробей - дикая".

- Что тебе дала школа Фоменко?

- Это школа мастера. Его кредо - учить не уча. Если и дает совет, то тут же предупреждает: "Вы творческие люди, можете ему не следовать". Исповедует принцип контрапункта: ищи в себе, где ты счастлив и где страдаешь. Он поставил "Свадьбу", в которой заняты одни режиссеры, в том числе и Гарик... Школа Фоменко - это продолжение того, чему учил режиссер Челябинского института культуры Виктор Александрович Дель. Именно он открыл во мне актрису, а в Гарике режиссера... Сейчас Дель в Германии, работает режиссером.

- Бросила Дурова, ушла к Фоменко, а через четыре года уходишь и от него...

- Что за непостоянство? Не в этом дело. Я ищу, где мне интереснее. Фоменко предложил пойти в его мастерскую, но я пошла с Гариком в Ермоловский. У него есть планы, которые мне интересны.

- А когда реализуются планы...

- Ну что вы! От Гарика я никуда не уйду. Во-первых, он талантливый режиссер, а во-вторых... Он еще в институте культуры играл роли первых любовников. Наше с ним творческое сотрудничество, говоря протокольным языком, приносит конкретные результаты. За "Сахалинскую жену" нас наградили поездкой в Лондон. Впечатлений! Были в театре "Глобус", заходили в парламент. Куда нашим депутатам до английских... Крик стоит несусветный. Одни поливают английским матом других, а потом наоборот. Ноги кладут на столы, прямо на скатерть с вышитым королевским гербом... О нашем спектакле знают в Швеции. Мы приглашены на гастроли в Америку.

- И Чурикова пришла на ваш спектакль не случайно?

- Конечно... Когда занавес опустился, она зашла за кулисы. Я, говорит, хочу посмотреть на девочку, которая отобрала первую премию у Ирины Максимкиной. Понимаете, в "Московском дебюте" участвовало много спектаклей. Все, и я тоже, были уверены, что первое место займет "Овечка" по пьесе Птушкиной (режиссер Мильграм) с талантливой студенткой Ириной Максимкиной в главной роли. Там играет сама Чурикова, знаменитый танцор Таранда... Я ждала каких-то замечаний от Инны Михайловны, но она сказала, что сыграно классно, работа достойная. Вообще она очень восторженный человек. Но и я не отставала, повторяла, как я ее люблю, что мы делаем Жанну. Ах, сказала Чурикова, это мой любимый сценарий, я так мечтала сыграть! Кстати, написал его Глеб Панфилов, муж Чуриковой... Встреча закончилась поцелуями, объятиями и, конечно, слезами. Что поделаешь, слезы подчас заменяют артистам улыбку.

- Но на одной, даже удачной, "Сахалинской жене" долго не проживешь...

- А мы и не собираемся. У нас впереди большая работа. Гарик будет ставить "Сон на конец свету" Греминой. Эта пьеса - лауреат конкурса к 850-летию Москвы. В конкурсе участвовало более 200 пьес, и только десять из них получили "лужковскую" премию по 150 миллионов рублей. На эти деньги и поставили "Сон..." Да не один. Стрелков пошел на редкий эксперимент: из одной пьесы выйдут два спектакля. У меня - главная роль.

Виктор РИСКИН.

г. Кыштым.