03-09-99
Согласно постановлению губернатора Петра Сумина, со вчерашнего дня в области запрещено продавать аудио- и видеокассеты без специальной марки - идентификационного защитного знака. Таким образом чиновники местной администрации решили оградить южноуральский рынок от проникновения контрафактной ("пиратской") продукции. Но большинство челябинских торговцев натуральным образом проигнорировали данное постановление.
В двух центральных городских магазинах фирмы "Уралтон" ни на одной кассете защитных знаков нет, но продавцы о марках что-то уже слышали. Почему не клеют? В ответ лишь недоуменное пожатие плечами. То же самое - в магазине "Союз" на проспекте Ленина: об идентификационных знаках знают, но клеить не собираются, ссылаясь на бюрократизм и волокиту тех, кто эти знаки обязан выдать.
- Все это мне совершенно непонятно, - говорит директор государственного унитарного предприятия "Гарант" Галина Терехова. - Постановление губернатора было опубликовано месяц назад. У нас начали работать эксперты, которые проверяют кассеты, люди платят деньги и в присутствии представителя "Гаранта" без проблем клеют идентификационные знаки. Если партия кассет большая, наши эксперты готовы выехать в то место, которое назначит предприниматель.
Требования закона достаточно жесткие. Марка на аудиокассету стоит 1 рубль, на видео - три рубля. Их наклейка автоматически влечет рост цен. Прибавится продавцам и мороки, ведь марку на аудиокассету нужно клеить прямо на футляр, срывая тем самым целлофановую обертку и нарушая товарный вид кассеты. Предприниматели опасаются, что без полиэтиленовой оболочки у них просто не будут покупать кассеты даже с защитным знаком, принимая их... за "пиратские". Поэтому в тех магазинах, где знаки на аудиокассетах уже появились (например, в музыкальном отделе универсама номер 10), они все равно, вопреки закону, наклеены на целлофан.
Введение идентификационных марок, естественно, пополнит местный бюджет, но только в будущем. Пока же идут одни затраты: выпуск марок стоит недешево, да и экспертам нужно платить зар-плату. Главное, на что надеются власти: использование защитных знаков хоть как-то упорядочит ситуацию на местном аудиовидеорынке. Каждая марка имеет свою серию и номер, по ним легко отследить фирму, торгующую некачественными кассетами. С теми же, кто клеить знаки откажется, разбираться будут представители правоохранительных органов. Жаль только, что стабильность будет достигнута за счет рядового покупателя, рост цен на кассеты мало кому понравится. Осенью взлетят цены и на компакт-диски, и CD-ROMы, на них марки придется клеить с 1 ноября.
Роман ГРИБАНОВ.