03-09-99
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, расскажу немного о себе и своих учениках. До 1990 года я жил в Киеве и работал тренером сборной Украины, Воруженных Сил СССР и сборной Советского Союза.
В октябре 1990 года переехал работать в Ригу. Рижане одними из первых в стране стали развивать профессиональный бокс, и мне было интересно попробовать себя на новом поприще. Кстати, мог бы стать и челябинцем. Меня звал на Урал Женя Вайнштейн. Однако, сами понимаете, после Киева в Челябинске моим семейным было бы очень трудно.
Через год не стало Советского Союза, я оказался за границей. Возил учеников по всему миру, а вот в Россию после установки пограничных рубежей стало попадать все труднее. Поэтому, когда поступило предложение из ЮАР, решил проверить себя в настоящей капиталистической стране. В Южной Африке мне нравилось. Климат умеренный, бытовые условия превосходные. Бизнесмен, пригласивший меня на работу, специально для профессиональной команды построил современнейший спортивный комплекс. Но есть такое чувство как тоска по родине, ностальгия, которую не заглушить никакими деньгами. В 1995 году я вернулся в Россию и обосновался в Санкт-Петербурге.
А к Андрею я стал присматриваться с 1993 года. Боксер понравился мне ответственным отношением к делу, профессиональным подходом к занятиям. Я понял, что из парня может выйти толк, и в конце 1994-го он был включен в нашу команду. Главный мой принцип - работать с теми людьми, которые хотят жить и работать в России.
Кроме Шкаликова в моей группе тренируются чемпион мира Андрей Пестряев, Валерий Вихор (N 1 в WBA), Владислав Антонов (N 3 в EBU, N 6 в WBA), а также спортсмены второго эшелона: Николай Талалакин, Сергей Юденков и Аркадий Тарасов.
Из чего складывается успех в профессиональном боксе? Основные компоненты таковы: ответственность, самоконтроль, умение сконцентрироваться на решении поставленной задачи, не отвлекаясь на мелочи. У профи тренер не нянька, которая все за тебя решит, а скорее добрый советчик. Потому-то немногие российские чемпионы мира среди любителей становятся настоящими профессионалами. За свою карьеру они привыкают, что их постоянно кто-то опекает, сдувает пылинки при подготовке к ответственным турнирам. И если наши любители рассматривают золотую олимпийскую медаль как цель всей спортивной жизни, то, скажем, у американцев победа в Олимпийских играх служит рекламой, трамплином в профессиональный спорт, где много денег.
Может ли в России тренер профессиональных боксеров стать богатым человеком? Скорее нет, чем да. Пока у нас нет настоящей спортивной индустрии, больших отчислений от телетрансляций поединков, как это делается в США, Великобритании, Италии, Франции и других странах.
Впрочем, за десять лет мы прошли большой путь. Надеюсь, придет время, когда и в нашей стране профессиональный бокс будет приносить солидные прибыли организаторам и участникам боев. Мы с Андреем пытаемся приблизить это время...