03-10-00
Автобанк в отечественной банковской системе традиционно занимает лидирующие позиции в сфере обслуживания частных лиц. С завидным постоянством их вниманию предлагаются продукты, открывающие принципиально новые финансовые возможности. Не стал исключением и 2000 год, в котором банк значительно расширил спектр услуг населению. Один из наиболее интересных проектов - услуга по срочным денежным переводам через международную платежную систему MoneyGram. О сегодняшнем дне и перспективах, которые проект открывает перед частными клиентами и банками - партнерами Автобанка, рассказывает заместитель председателя Автобанка Юрий Коваль.
- Юрий Анатольевич, в чем суть подписанного Автобанком полгода назад соглашения со столь авторитетным зарубежным партнером?
- Автобанк всегда стремится к расширению спектра услуг физическим лицам, а компания MoneyGram заинтересована в надежном партнере для развития своего бизнеса в России. Результатом взаимного поиска стало подписание в апреле 2000 года масштабного соглашения о сотрудничестве. Наш банк стал стратегическим партнером компании и составной частью российского сектора мировой платежной системы MoneyGram. В любом отделении и филиале Автобанка клиентам теперь предложат новую услугу "маниграмму" - срочный денежный перевод по системе MoneyGram.
Операции по международным переводам денежных средств частных лиц без открытия банковского счета очень популярны в мире. Их объем увеличивается в среднем на 15% в год, достигая сейчас 100 млрд. долларов. Пересылка денег напрямую, от одного человека к другому во многих случаях остается у нас единственным средством помочь родственникам и знакомым, оказавшимся после распада Союза за границей. Имеющиеся возможности перевода денежных средств по обычным межбанковским каналам или почтой во многом не устраивают частных клиентов. При межбанковском переводе надо открыть счета в национальном и зарубежном банках. На почте оформление легче, но время перевода может измеряться уже не днями, а неделями, и перевод выполняется только в рублях.
MoneyGram предлагает все сделать гораздо проще - буквально за считанные минуты, без открытия счетов и заполнения кипы документов. И тариф известен заранее. Например, при отправке 400 долларов плата за услугу - 20 долларов. Отправитель заполняет короткий бланк перевода, вносит деньги, и через 10-15 минут в любой точке MoneyGram за границей адресат может получить их. Причем об этом знают только сам клиент и оператор, оформивший перевод. Предъявил документ, расписался и получил деньги. Во многих странах перевод на сумму до 400 долларов выдается в пунктах MoneyGram без удостоверения личности - достаточно назвать оператору "пароль" - условное слово или фразу.
- Что предшествовало установлению стратегического партнерства Автобанка и MoneyGram?
- Компания MoneyGram лишь недавно вышла на наш рынок. До этого основные усилия были направлены на развитие сети операционных точек в Восточной Европе. Но рынок здесь узок. Поэтому следующим объектом внимания стали страны СНГ и Балтии.
Уже создана сеть пунктов приема и отправления переводов в странах Балтии, Казахстане, Молдове, Белоруссии, Украине, Азербайджане, Грузии, Армении. Везде MoneyGram сотрудничает с крупнейшими национальными банками. В Казахстане, например, со Сбербанком, в Азербайджане - Международным Банком Азербайджана, в Украине - "Приватбанком". В России пилотный проект MoneyGram был реализован в 1999 году со "Связьбанком". Даже этот скромный проект показал огромный потенциал российского рынка.
Чтобы его освоить, компании потребовался соответствующий масштабам задач банк-партнер, с помощью которого можно обеспечить максимальный охват территории страны. После изучения возможностей претендентов руководство MoneyGram остановило выбор на Автобанке. Особенность нашего банка в том, что у него давно сложились прочные связи с региональными банками. Около 100 банков сотрудничает с нами при реализации карточных проектов, еще свыше 100 серьезно заинтересовано в подключении к системе MoneyGram. Таким образом, у нас есть не только технологии, но и возможность привлечь к продвижению услуги многих своих партнеров.
- На указателе перед входом в каждый филиал Автобанка, где сообщается о новой услуге, упоминается непривычное нам слово "маниграмма". Что оно означает?
- Действительно, слово пока звучит непривычно. Оно составлено из двух частей. Первая - от английского "мани" (деньги) уже не требует перевода для большинства россиян. А вторая часть - "грамма" - произошла от известной всем телеграммы. Ведь кроме собственно денежного перевода каждый может бесплатно передать родным и знакомым небольшое письменное сообщение из 10 слов. В итоге получилось слово "маниграмма" - "денежная телеграмма", которым обозначается как заполняемый при отправлении и получении денег бланк перевода, так и сама услуга по переводу денег.
- Что показали первые месяцы работы Автобанка в системе MoneyGram? Кто чаще всего пользуется ее услугами?
- Услугами MoneyGram часто пользуются туристы и командированные, которым нужно в чужой стране быстро получить наличные. Особенно востребованы такие услуги у тех, кто работает за границей. Скорость проведения операций, гарантии надежности, независимость от инфляции и изменения курса национальных валют - все это делает услуги MoneyGram удобными и выгодными.
В российской части системы MoneyGram основной оборот приходится на переводы в страны СНГ - свыше 75%. Прежде всего в Украину, Азербайджан и Грузию. Их граждане чаще всего работают в России, и им нужен инструмент перевода денег на родину, избавляющий от проблем и опасностей перевозки наличной валюты через границы. Да и у россиян сохранились родственные и деловые связи с "ближним зарубежьем". Поэтому у Автобанка сразу появилась постоянно растущая клиентура.
- Какие факторы способствуют быстрому расширению услуг Автобанка и MoneyGram? Ведь уже давно есть аналогичное предложение платежной системы Western Union?
- Появление новой мировой платежной системы сыграло на руку клиентам, получившим возможность выбора. За счет гибкой маркетинговой политики MoneyGram удалось быстро увеличить контролируемую ею долю рынка, а в ряде регионов мира занять лидирующие позиции.
В отличие от компании Western Union, ориентированной в основном на состоятельных клиентов, MoneyGram сделала ставку на широкие слои населения. При этом надежность и эффективность услуг обеих компаний абсолютно равноценны.
Важным фактором успеха стало отсутствие обязательной привязки места выдачи денег к конкретной стране или городу. Если Western Union четко регулирует пункт получения перевода, то в системе MoneyGram деньги вам выдадут в любом операционном пункте - Лондоне или Иркутске, Баку или Киеве.
- Чем привлекательна новая услуга для банков - партнеров Автобанка?
- За первые два месяца реализации проекта к нему подключилось около 10 российских банков. К октябрю через Автобанк в системе будет работать 25-30 банков, главном образом региональных. Потому что именно в регионах остро ощущается потребность в таких услугах.
Как показывает практика, в российском секторе платежной системы MoneyGram, в отличие от Western Union, отправка денежных средств преобладает над выплатами переводов из-за границы. Для региональных банков это очень выгодно, так как валютные средства не отвлекаются на выплату по переводам, а наоборот, увеличивают кассовые поступления.
Еще один важный момент. В соответствии с законодательством России и стран СНГ международные переводы осуществляются только через банки. Не секрет, что многие пока просто стесняются обращаться в банк. При отправлении и получении переводов постепенно появляется такая привычка. Косвенно услуги MoneyGram стимулируют клиента пользоваться всем комплексом банковских услуг.
В планах Автобанка - подключение к системе MoneyGram значительной части своих региональных партнеров, заинтересованных в расширении спектра услуг частным клиентам.
На любые дополнительные вопросы вам ответят сотрудники филиала Автобанка по т. (3512) 60-61-41, г. Челябинск, ул. Свободы, 55.