03-10-01


Офицеры в бегах

Почему молодые лейтенанты отказываются идти в армию?

Роман ГРИБАНОВ

Челябинск

Областной военный комиссариат намерен начать против особо злостных лейтенантов-уклонистов уголовное преследование, он обращается за помощью в прокуратуру и управления милиции.

- В нашей области только четыре вуза имеют военные кафедры - это Магнитогорский технический университет, медицинская академия, агроинженерный университет и Южно-Уральский госуниверситет, - объясняет офицер военкомата майор Дмитрий Рябинин. - В этом году их закончили и после обязательных военных сборов получили звания лейтенантов запаса 1646 бывших студентов. Из них призвано в армию только 164 человека, такой наряд мы получили от Министерства обороны РФ. Но более полусотни свежеиспеченных офицеров запаса надевать погоны отказались, нарушив тем самым контракт, который они подписывали перед поступлением на военную кафедру. Сейчас мы подаем документы в соответствующие органы и ждем от прокуратуры возбуждения уголовных дел по статье 238 - "уклонение от воинской службы".

У каждого южноуральского вуза есть своя воинская специализация. В агроинженерном готовят в основном артиллеристов, Магнитка шлет в войска офицеров-мотострелков, Южно-Уральский госуниверситет - связистов и танкистов. Бывшие студенты-медики, получив вместе с дипломом и воинское звание, естественно, идут служить военными врачами. То есть должны идти: в этом году из 62 офицеров запаса - выпускников Челябинской государственной медицинской академии ни один не прошел медицинскую комиссию, все (!) оказались достаточно серьезно больны. Не зря ребята обучались медицине:

- Но хуже всего дела со студентами Южно-Уральского государственного университета, - продолжает майор Рябинин. - Из 55 лейтенантов-уклонистов на долю ЮУрГУ приходится около 30 человек. Выпускники этого вуза в большинстве своем не хотят тянуть два года армейскую лямку. Хотя поступать на военную кафедру и учиться на офицера их никто не заставлял. Я читал рапорт одного из выпускников ЮУрГУ, который состоит на учете в Калининском районном военкомате и не хочет служить в армии. Он объясняет свое нежелание болезнью, от которой страдает аж с 1998 года. Но при этом спокойно учился на кафедре, подписал контракт, прошел без всяких проблем три (!) медицинские комиссии. Выходит, он скрывал от преподавателей и врачей свою "болезнь". Сейчас мы готовим в отношении этого обманщика материалы для возбуждения уголовного дела и лишения его офицерского звания лейтенанта. Опыт успешного судебного преследования у военкомата имеется. В прошлом году уклонист из ЮУрГУ - житель города Миасса - уже получил по суду два года лишения свободы условно.

Во всех четырех вузах нормально работают военные кафедры, студентов обучают неплохие специалисты, в прошлом - кадровые военные. А ЮУрГУ вообще, можно сказать, повезло: его студенты проводят военные сборы на базе Чебаркульской дивизии - одного из самых боеспособных соединений Приволжско-Уральского военного округа. Нормальная база, современная военная техника, побывавшие в "горячих точках" коллеги-офицеры, личный состав. Студенты на таких сборах учатся военному делу действительно с удовольствием и по-настоящему. Но в армию потом идти наотрез отказываются.

Причина уклонения от службы лежит на поверхности - слабая материальная заинтересованность. Лейтенант в войсках получает ежемесячное денежное довольствие на общую сумму в 2300 рублей. Выпускник вуза и военной кафедры, удачно устроившийся на гражданскую работу, - на порядок больше. Мало кому захочется расставаться с нормальным заработком ради погон на плечах и возможности покомандовать личным составом. А если у недавнего студента - офицера запаса есть жена и ребенок, то даже высокие слова о священном долге перед Родиной становятся для него пустым звуком.

Но факт остается фактом: 55 молодых южноуральских лейтенантов запаса области вступили в конфликт с российским законом. И теперь их ожидает либо нежеланная служба в "непобедимой и легендарной" и презрительная кличка "пиджаки" (так называют в армии особо непутевых офицеров - выпускников гражданских вузов). Либо уголовное преследование и суд. Выбирать, увы, не приходится. n