03-10-03
Виктор РИСКИН
Озерск
Матч с чемпионом
За клетчатую доску я сел сосредоточенным, как никогда. Еще бы, в противниках - чемпион России по русским шашкам, серебряный призер чемпионата мира! Но и я не лыком шит: лет сорок назад тоже ходил в чемпионах. Правда, не России, не области и даже не города, а: мебельной фабрики. Обстановка матча сразу задалась нервозной. Соперник вел себя странно: нарочито долго задумывался над простейшими ходами, поглядывал по сторонам явно в поисках подсказки. Откровенно подсуживал международный арбитр Анатолий Фельдман. Не смущаясь болельщиков, он подбадривал моего визави: "Смелее, смелее!" Я уже было хотел подать апелляцию во всемирную шашечную лигу, но тут неожиданно партия стала складываться в мою пользу. Не желая больше искушать судьбу, предложил ничью. Возражений не было.
Как же так, чемпион страны и едва не продул любителю, последний раз бравшему в руки пешки чуть ли не в середине прошлого века?
- А мы у гостей не выигрываем, - пояснил международный арбитр Фельдман, он же тренер 16-летней чемпионки России Маши Беляевой. - На самом деле вы проиграли уже на четвертом ходу.
Анатолий Беркович согнал Машу с дивана, сел напротив, восстановил позицию и разделал меня, как бог черепаху.
Матч состоялся в квартире Фельдмана, куда мы зашли в поисках коробки шашек. Свою Маша уже запаковала: наутро ей, младшей сестренке Ане и их тренеру предстояло отправляться в Адлер на очередной чемпионат мира по русским шашкам.
А до этого одиннадцатиклассница озерской школы N 27 выиграла другой "чемпионат". Накануне в Подмосковье она успешно защитила научную работу, враз ставшую учебно-методическим пособием. Домой вернулась со званием лауреата и отзывом рецензента секции политологии 18-й Российской открытой конференции учащихся в рамках федеральной образовательной программы "Юность, наука, культура": "Труд Беляевой Марии - это почти готовый к опубликованию текст не только для молодежных, но и "взрослых" изданий".
Обошлась без комплиментов
Как в воду глядел рецензент: работа Маши издана отдельной книжечкой в симпатичном таком бирюзовом переплетике. И название отнюдь не детское, а глубоко научное и тяжеловатое: "Имидж политика как неотъемлемая часть политической деятельности с позиции личности современного школьника". Да, да, Мария Беляева не в химических или физических олимпиадах участвует (хотя могла бы по причине абсолютно отличной успеваемости), а вышла на многотрудный и замысловатый путь политолога. И знаете, чей имидж она исследовала и препарировала? Жириновского!
- Маша, - спросил я худенькую, немного застенчивую девчушку с серьезными глазами и нежной, мягкой улыбкой, - почему именно его, этого эпатажника, истерика и бузотера? Неужели мало других - степенных, умных, рассудительных?
- А он мне понравился своей неординарностью, - ответила Беляева, - непохожестью на других. Его манера себя вести ориентирована только на одно: чтобы его заметили, обратили внимание. Если бы он сидел тихо и говорил умные речи, никто бы его и не заметил
Надо отдать должное автору монографии: в 70-страничном труде о Владимире Вольфовиче нет ничего комплиментарного. Маша провела, без преувеличения, огромную работу. Чего стоит только социологическое исследование с разными группами озерского населения. Наряду с признанием таких положительных качеств, как высокий уровень образованности, политическая прозорливость, способность быть лидером, смелость в принятии решений, ораторский дар, отмечаются и другие, прямо противоположные. А именно: резкий тон, грубость с подчиненными, темное прошлое, несдержанность, лицемерие, некомпетентность, агрессивность, озлобленность, ненадежность и недоступность. Любопытно, что сам Жириновский работу о себе читал и даже правил рецензию, где есть такие строчки: "Хорошо, что автор больше делал упор на свое субъективное мнение о политике Жириновского... Благодаря беспристрастному взгляду и желанию правдиво показать многогранную натуру политика получилась очень крепкая, профессиональная работа".
Шут - должность серьезная
Что ж, стоит отметить способность лидера ЛДПР трезво оценивать свое далеко не всегда адекватное поведение и соглашаться со взглядом со стороны. А Маша как раз нисколько не щадила в монографии самолюбие Владимира Вольфовича. Думаю, в подтверждение этого заявления не будет лишним привести три абзаца из научного труда:
- Жириновский с начала своей политической карьеры с исключительной точностью ориентирован на комический вариант завоевания публики. Со своей шутовской должностью лидер ЛДПР справляется блестяще, что позволило ему стать одним из наиболее популярных политиков страны, заместителем спикера Государственной Думы и даже выдвинуться в президенты.
- Звание шута вовсе не является обидным. Шут - должность серьезная. "Служебные обязанности" шута заключаются отнюдь не в снятии плохого настроения сиятельных особ, а в праве на те слова, которые другие особы по различным причинам произнести не могут. И эти слова, пусть и облеченные в дурацкую форму, могут быть очень существенными:
- Если большинство политиков действует на политической сцене, то Жириновский - на арене политического цирка. Клоун Жириновский выступает в соответствии со своим имиджем. И это работает. Более того, многие прогнозы Жириновского, шутовские и фантастические по форме, через какое-то время становились реальностью.
Впрочем, хватит о Владимире Вольфовиче. Во всей этой политологии нас интересовала позиция автора. Неужто она настолько увлечена своим героем, что готова, пусть гипотетически, увидеть его в кресле президента?
- Ни в коем случае, - отрицательно качает головой Маша, - Жириновский меня интересует только как лидер партии. Президентом ему быть нельзя: сразу пойдут скандалы и конфликты.
"Дай, Джин, на счастье:"
Ну, слава богу! Пусть наш дорогой ВВЖ по-прежнему упражняется в политических эскападах, шутовской эксцентрике и в чем угодно, но только не применяет свои приемы в реальной власти. Что до Маши, то это просто здорово, что школьница взялась за несвойственный ее возрасту труд и справилась с ним блестяще. А ведь еще недавно она о политике и не помышляла. Увлеклась литературой и шашками. Про шашки мы почти все рассказали. Разве что забыли добавить: взяла она их в руки еще в первом классе и победно идет по клеткам вот уже половину своей юной жизни. О литературе - разговор отдельный. Маша приняла участие в городских олимпиадах и стала лауреатом. Обе работы привлекли внимание озерского жюри: "Образы животных в лирике Есенина" и "Русские народные частушки как формообразующая модель в поэзии Есенина".
Первый труд помогал писать семейный любимец: американский кокер-спаниель Джина. Перефразируя любимого поэта, Маша любит повторять: "Дай, Джин, на счастье лапу мне!". Но вскоре оказалось, что Есенин и его образы - не что иное, как преходящее увлечение. Неожиданно для себя, в отличие от сверстниц, которые не могут назвать четырех первых лиц государства, Беляева начала смотреть новостные передачи, интересоваться политиками, вслушиваться в их высказывания. Буквально за считанные месяцы на смену поэтическому романтизму пришло острое, жесткое желание разобраться во всей этой публично-телевизионной кухне. Так она пришла к препарированию имиджа популярного лидера либерал-демократов. Заодно, по мере углубления в тему, развенчивала некоторые устойчивые стереотипы.
- Вот все посмеиваются над его фразой "Мать - русская, отец - юрист", - недоумевает Маша, - понимают ее как иронию, как завуалированную шутку с намеком. На самом деле все не так. Просто во время пресс-конференции журналисты задали ему два вопроса. Один спросил про национальность матери, второй поинтересовался профессией отца. Владимир Вольфович одним предложением ответил на оба вопроса.
Такая вот фасцинация
Наше интервью закончилось, а продолжилось уже во время вышеупомянутого шашечного матча в квартире Анатолия Берковича Фельдмана.
- Исключительно способная ученица! - комментировал Машины таланты ее наставник. - Когда-то она занималась художественной гимнастикой. Была на соревнованиях даже за пределами области. Но тренер уехал, и Мария перешла ко мне. У нее хорошее спортивное будущее, но для этого надо приложить максимум усилий.
Тогда и подумалось: наверное, хорошо, что художественный тренер уехал, и Маша переключилась на шашки. Вроде простенькая спортивная игра, но требует размышлений. А они, размышления, подталкивают к малоизведанной науке - политологии. Маша решила, что выучится на политолога. Уже ко второй своей работе подступила - о политических технологиях в борьбе за власть. И Жириновского в ней, скорее всего, уже не будет. Тут шуточки неуместны: власть - дело реальных лидеров. Вполне возможно, что не один претендент и его имиджмейкерское окружение используют работу озерской школьницы при подготовке в своих избирательных битвах за голоса электората. Осталось лишь немного подождать. Вот вернется Маша с мирового чемпионата и напишет всеобъемлющую фасцинацию: Термин взят из ее предыдущей работы. Он означает словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации. Вот такими оборотами оперирует серьезная девочка с нежной улыбкой и целеустремленным взглядом! n