03-11-01


Море вернуло мичмана земле

Вчера в Копейске хоронили подводника с "Курска" Валерия Байбарина

Анастасия БЕРСЕНЕВА

Копейск

Как уже сообщал "Челябинский рабочий", цинковый гроб с телом Валерия Байбарина был доставлен в Челябинск вечером 1 ноября, обычным пассажирским рейсом из Москвы. В качестве сопровождающих - моряки-подводники Северного флота и жена мичмана Ирина Байбарина. Самолет задержался на полчаса, и в Копейск гроб с телом подводника прибыл только в 11 часов вечера.

Вчера в 10 утра Валерий Байбарин уже навсегда покинул дом. Серебристый цинковый гроб, затянутый белым с синим крестом Андреевским флагом, был выставлен для прощания в ДК машиностроительного завода имени С. Кирова. Около гроба застыл почетный караул. Родственники, друзья, знакомые прощались с мичманом молча. Слез и причитаний не было - слишком много времени прошло с момента гибели "Курска". Очень трудно хоронить человека больше года.

К 11 часам во дворец стали подходить учителя Валерия, знакомые его друзей и просто жители Копейска, отдававшие долг памяти земляку. Немало было детей - школьников всех возрастов. Многие вслух говорили, что когда вырастут, тоже пойдут в моряки. Глядя на фотографию Валерия, девушки вздыхали: "Какой красивый!" Люди пожилого возраста обменивались воспоминаниями о погибшем, интересовались, когда будет отпевание. Но отпевания не было. Родственники решили похоронить подводника по воинскому уставу.

В последний путь мичман отправился на броне пятнистого бронетранспортера. На длинном усе антенны бился на ветру бело-синий флаг морского флота России.

На городском кладбище у Валерия Байбарина уже была могила. В ней год назад была захоронена капсула с морской водой, взятой с места гибели "Курска". Для погребения тела выкопали еще одну - рядом. Слева от Байбарина - памятник старшему лейтенанту Вадиму Бубниву. Его тело навсегда осталось в Баренцевом море, как и тела всех, кто находился во втором отсеке во время катастрофы.

Траурный митинг. В скорбном молчании замерли офицеры Северного флота. Милиция. Плачущие женщины.

Командир боевой части подводной лодки Александр Луговой: "Мы служили с ними на одном соединении подводных лодок, ходили одними курсами и будем свято хранить их память".

- Подводники с честью выполнили свой долг - служебный, сыновний, гражданско-патриотический, - сказал на траурном митинге мэр Копейска Михаил Конарев. - Теперь мы отдаем им долг памяти. Это место должно стать святым для наших мальчишек. В школах, где учились подводники-копейчане, будут открыты мемориальные доски.

Специально для матери - Татьяны Михайловны Байбариной - с цинкового гроба сняли крышку. Однако деревянный гроб, в котором покоились останки моряка, так и не позволил ей в последний раз увидеть сына. В могилу тело мичмана опускали под прощальный троекратный салют. Каждый присутствующий старался успеть захватить горсть бурой земли и бросить вниз - на яркие цветы и черную флотскую фуражку. Копейская земля приняла героя. После похорон по городу еще долго колесил пятнистый бронетранспортер. Многие при виде его крестились. n