03-11-98


Владимир ШАВРИН: "На бедность не просим"

Территорией социального спокойствия можно назвать город Южноуральск

Южноуральск, в отличие от многих малых городов области, является бездотационным. То есть на поддержание жизнедеятельности учреждений и организаций бюджетной сферы из государственной казны деньги не получает, а обходится собственными ресурсами. В условиях многолетнего кризиса, упадка экономики жизнь без подпитки извне кажется невозможной. Действительность Южноуральска опровергает эти сомнения - город живет, развивается, нормально функционируют все его органы. По внешним признакам Южноуральск даже можно назвать территорией социального спокойствия. Что за всем этим стоит? Об этом наш разговор с главой города В. Шавриным.

- Владимир Михайлович, если не ошибаюсь, в Южноуральске учителя и медицинские работники выходили с плакатами на улицу, требуя заработную плату, года три назад. С тех пор в городе спокойно, будто все экономические невзгоды его стороной обходят. Люди стали лучше жить или смирились с происходящим вокруг них и на все махнули рукой?

- С плакатами они приходили к зданию городской администрации осенью 1996 года, я этот день хорошо помню. А насчет терпения и смирения не согласен. Не может же все сорокатысячное население безропотно мириться с нищетой и бесправием, хотя, что скрывать, есть у нас и немало бедных. Если не бастуем и не митингуем, то по единственной причине - запас социальной прочности еще не иссяк. Не даем иссякнуть.

- Тем же учителям и медикам вовремя стали выдавать зарплату? Из каких источников, ведь заводы работают плохо, в городской бюджет налогов поступает мало?

- Мы не только не стали богаче, но после августовского кризиса даже обеднели. Однако мы активно работаем, чтобы хотя бы минимум заработной платы людям выдавать. Раз в неделю "вытаскиваем" на чрезвычайную комиссию руководителей-должников. Используем взаимозачеты. Под реальные проценты, то есть относительно небольшие и поэтому быстро возвращаемые, берем в банках кредиты. В поиске денег, не скрою, порой помогают личные связи. Наконец, я регулярно "выхожу в люди", объясняю финансовую ситуацию.

- Не боитесь, что не поймут?

- Не боюсь, но нелегко объяснять. Сейчас задолженность по заработной плате работникам образования и здравоохранения у нас составляет два месяца, зарплату выдаем частями. Люди недовольны, особенно младший медперсонал, у которого зарплата и без того маленькая. Но я к ним иду и разговариваю, ничего не скрывая и не обещая того, чего выполнить не смогу. Меня, надеюсь, понимают.

- Владимир Михайлович, благополучие города - это если не постоянное увеличение доходности бюджета, то ее стабильность. В этом направлении Южноуральск начал идти давно. Что сделано?

- Как только государство разрешило индивидуальную трудовую деятельность, мы сразу же дали "зеленый свет" предпринимательству. На льготных условиях выделяем помещения под торговлю и оказание услуг, по возможности оказываем материальную помощь, выделяем участки земли под строительство торговых точек. Благодаря этому только за последние два года в городе построены три автозаправочные станции, три оптовые базы, мойка автомобилей и десятки торговых точек. Все это приносит городской казне стабильный доход.

- Что есть, то есть. Южноуральск, особенно его новая часть, похож на супермаркет под открытым небом.

- Было бы недальновидно не воспользоваться географическим положением нашего города. Рядом автомагистраль, связывающая Урал с Казахстаном, поэтому основную торговлю мы, естественно, переместили в эту часть города. Здесь же построили муниципальный рынок, хотя рынок уже имели и в старой части города. Этим самым мы привлекли в город сотни торговцев и тысячи покупателей из окрестных территорий нашей области и Казахстана, дали рабочие места горожанам. От рынка мы также получаем неплохой доход. В нынешнем году рынок передали в частные руки, и со временем, надеемся, он станет крупным торговым центром в регионе.

Принимая меры по увеличению доходов, мы не забываем и о сокращении расходов бюджетных средств.

- Владимир Михайлович, видимо, хорошим примером может служить проводимая в городе жилищно-коммунальная реформа. Насколько мне известно, в этом деле Южноуральск опережает другие города нашей области?

- Уже пять лет как мы взяли у заводов на свой баланс 85 процентов жилья и учреждения социальной сферы. Этим самым мы освободили предприятия от обременительных, высокозатратных обязанностей и создали им условия для нормальной работы. А кроме этого, что, возможно, даже более важно, - горожанам теперь оказываются коммунальные услуги оперативнее и качественнее.

- Вы имеете в виду создание службы заказчика?

- Да, ее. Мы эту службу выделили из муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного хозяйства. Внутри службы также создали единую диспетчерскую службу, аварийные бригады. Так сложилось, что в нашем городе инженерные сети принадлежали многим хозяевам - у каждого завода свой участок, сейчас этого тоже нет, все сосредоточилось в руках специализированных предприятий. Скажем, сети водоснабжения и канализацию обслуживает муниципальное предприятие "Водоканал", обслуживанием дорог стала заниматься недавно созданная организация "Уклад". Скажу больше: буквально несколько дней назад в городе, впрочем, как и в области, появился первый частный предприниматель, которому выдали лицензию на обслуживание жилья. Мы создали такую обстановку, что в системе заказчика теперь начала действовать конкуренция между ремонтно-монтажными бригадами за право выполнять те или иные работы, чего раньше не было. Естественно, более жестко стали контролировать выполнение договоров. К примеру, за девять месяцев нынешнего года в службу заказчика поступило от жильцов 1960 заявлений о неполном или некачественном выполнении коммунальных услуг. В результате предприятиям, плохо исполняющим договоры, недоплатили 65,3 тысячи рублей. Материально защитили жильцов, освободив их от оплаты за плохо выполненные или невыполненные услуги более чем на 85 тысяч рублей.

- Реформа в жилищно-коммунальном секторе, видимо, не единственная мера рационального использования бюджетных средств?

- Мы вынуждены постоянно ужимать расходы, потому что доходная часть бюджета, увы, сокращается, и вся надежда на собственные возможности. Как говорится, по одежке протягиваем ножки. Поэтому начали с себя. Уже год, как мы сократили штат городской администрации до 35 человек. Уменьшили количество отделов, но сохранили при этом весь объем выполняемых администрацией работ. У нас сейчас нет своей бухгалтерии. В комитет по управлению имуществом ввели экономическую службу и торговый отдел. В юридический отдел вошли инспектор по жилью и специалист по регистрации предприятий.

В городском Совете также немноголюдно - ответственный секретарь и два специалиста. А все материально-техническое обеспечение передали администрации.

- Буквально вчера стал свидетелем эмоционального монолога пожилой женщины. Клянет, как она выразилась, капиталистическую власть, значит, и городскую, за высокую жилищную плату и коммунальные услуги.

- Как глава, ответственный за благополучие города, я тоже недоволен такой жизнью. Идет инфляция, не остановлен спад производства, ужимается налоговая база, федеральная собственность переходит в муниципальную, бартерные платежи в бюджет - все это не лучшим образом отражается на жизни наших горожан: расходы из бюджета растут, а доходы, хотим мы этого или нет, вынуждают бремя платежей перекладывать на население. Кстати, о высокой плате. Доля жильца в объеме коммунальных услуг в Южноуральске сейчас составляет 55 процентов, то есть на таком же уровне, что и в других городах области. Тут мы ничего противозаконного не ввели, но стали активнее искать пути сокращения расходов бюджетных средств за счет более эффективного содержания зданий и сооружений.

- Владимир Михайлович, в городе постоянно увеличивается количество платных услуг, а ведь это тоже наступление на жизненный уровень граждан. Как вы к этому относитесь?

- Иного не дано, и это начинают понимать наши жители. В детской школе искусств, например, доля родительской платы у нас составляет 23 процента вместо 15 процентов, рекомендованных областью. Платными сделали концерты, которые ставят преподаватели и учащиеся школы, а также дискотеки, утренники, туристские маршруты, группы здоровья в физкультурных комплексах и так далее.

Серьезную ревизию мы провели и в народном образовании. Это необходимая мера. Потому что за последние годы в управлении образованием не по финансовым возможностям раздулись штаты. Также упорядочили оплату в системе дошкольных учреждений. Богатые платят за своего ребенка 150 рублей в месяц, среднее сословие - 90, а люди с низкими доходами - 60 рублей. Более того, готовим детский сад, где месячная оплата за ребенка будет 250 рублей. Бедные в этот садик ребенка не поведут, а богатые за такой ценой не постоят. И это будет только на пользу городскому бюджету. Кстати, об образовании. В нынешнем году мы перевели на платную основу дополнительные занятия по раннему изучению иностранного языка и изобразительного искусства.

На эту тему можно говорить и дальше - положительные примеры есть. Да, меры принимаем не всегда популярные, но в целом - в интересах основной массы населения.

- Не могу не задать вопрос, как мне кажется, на вашу любимую тему: строительство индивидуального жилья и развитие садоводства. В Южноуральске с этим, думаю, дело обстоит так - каждому бы городу. Это ваша сознательная политика?

- Я всегда считал и считаю, что семья должна жить в доме, построенном своими руками. И чтобы рядом был большой приусадебный участок земли. Если у семьи нет возможности построить собственное жилье, то у нее обязательно должен быть садовый участок. Исходя из этого мы и выделили под индивидуальное строительство четыре микрорайона, на 1200 домов коттеджного типа. Землю даем всем желающим. А все системы жизнеобеспечения мы взяли на себя, лишь бы строились. Лично я очень доволен, что в последние несколько лет наш Южноуральск прирос фактически новым городом-спутником. Люди строятся - значит, живут и смотрят вперед.

А о развитии садоводства много и говорить не надо - на 13 тысяч семей городского населения имеем восемь тысяч садовых участков. В городе нет проблем со строительством гаражей. Наша политика - это повышение жизненного уровня горожан и формирование собственника. Если у человека есть свой дом, участок земли, который он обихаживает и который его кормит, то и чувствует он себя более защищенным социально. Как видите, и без государственных дотаций жить можно. Собственно, дотации - это же не от хорошей жизни. Их дают, когда у людей нет иных источников дохода. Мы на бедность не просим, нам нелегко, но живем.

Анатолий ЛЕТЯГИН.

(Наш корр.).

г. Южноуральск.