03-11-99


О нашем, о женском

Елена РАДЧЕНКО

Корреспондент отдела культуры

- Найди у него слабое место, прицелься и бей! - учила меня, как обращаться с мужчиной, одна женщина, заведующая литературной частью театра с экономическим образованием.

Меня завораживало, как быстро и точно, "в уме", считала она, сколько с нас должны взять за красную рыбу на рынке и сколько нам должны сдать. Но, увы, когда она купила в универсаме кусок черного, как антрацит, якобы хозяйственного мыла, оставлявшего на белье после стирки цветные разводы, она не смогла не только сдать это "мыло" обратно, но и даже получить ответ на вопрос, из чего оно сделано. То есть перед хамством оказалась бессильна... Из чего я делаю вывод: редкая интеллигентная женщина может извлечь пользу из своего ума.

И потому ее совет относительно "их" слабого места я воспринимаю как легкую интеллектуальную игру, теоретическое осознание того, что мужчины и женщины - животные разных пород, с разными целями и задачами. Мир вокруг - мужской (родину-мать и мать сыру землю вместе с женской долюшкой, "где же труднее сыскать", оставим фольклористам).

Так о чем это я? Да о нашем, о наболевшем. Кого издавать, кого ставить на сцене - все это, как и всегда, решают мужчины. Но в последние несколько лет наметилась забавная такая травестийная тенденция. Одному знакомому писателю предложили стать "второй Марининой". (Скорее всего, не ему первому, не ему последнему). Взять женский псевдоним, перевоплотиться... Потому что за женский детектив читательницы голосуют рублем, восполняя пробелы самообразования. Это вполне сносное коммерческое предложение моим приятелем было с гневом отвергнуто. Не захотел менять пол, имеет право.

Массовая литература (детектив, любовный роман) как заключительный этап соцреализма отдана на откуп женщинам. Они доигрывают в эти "старые песни о главном" (сюжет, сочувствие или даже любовь к человеку, стремление к правде, вознаграждение добродетели).

Ну не поспеваем мы за вашим "мужским" миром. У нас пока всего два пути личностного развития: или инфантильность, или грубость, вульгарность.

И ведь никогда Виктории Токаревой не стать женским Буниным, хоть на эту тему пять лет назад и был однажды на Всемирном докладе славистов в Варшаве прочитан соответствующий научный доклад. n