03-12-97
Владимира Васильевича Стручкова представлять челябинцам, а особенно жителям Ленинского района, не нужно. 51 год, начальник самого крупного на Челябинском трубопрокатном заводе шестого цеха. Последний первый секретарь Челябинского горкома КПСС. Депутат Верховного Совета РСФСР. После приостановления деятельности партии вернулся на ЧТПЗ мастером в шестой цех. А вскоре стал начальником цеха, однако с политической жизнью не порывает.
- Владимир Васильевич, для меня было несколько неожиданным увидеть вас в период летней избирательной кампании в числе тех, кто активно поддерживал Валерия Гартунга - кандидата в депутаты Государственной Думы. И вот вновь, во время беспрецедентного по масштабу откровенного давления на кандидата, попыток скомпрометировать его, вы - доверенное лицо Валерия Карловича...
- Взглядов и убеждений в зависимости от политической конъюнктуры не меняю. Доверенным лицом Гартунга стал абсолютно осознанно. На встречах с избирателями говорю так: "Я начальник крупного цеха. Хорошо знаю проблемы, с которыми постоянно сталкивается любой руководитель производства. Они общие для всех: меня, Гартунга, генерального директора ММК, ЧЭМК. Сегодня в Государственной Думе практически не осталось руководителей производства. Не потому ли вязнут законы, регламентирующие работу предприятий, налоговый кодекс. Дума сегодня напоминает театрализованную барахолку, где депутаты торгуются по любому поводу. Вспомните хотя бы события последних дней. Не утвержден бюджет 1998 года, а законодатели демонстративно берут тайм-аут. Не ностальгия по прошлому движет мной. В свое время в Верховном Совете России было значительное число директоров крупных предприятий. Не случайно многие из них стали министрами, руководителями крупнейших корпораций, вышли на федеральный уровень. Это нормальная преемственность и сменяемость подготовленных кадров.
В этой связи Гартунг - оптимальная кандидатура. Ему 37. На год старше его Борис Немцов. А сколько сумел сделать для Нижнего Новгорода, сделает еще и для своей области и страны? Уверен, через три года Гартунг, пройдя школу Госдумы, безусловно, станет руководителем российского масштаба. Да и в Думу он приходит не с улицы, а имея управленческий опыт. Не как теоретик, а твердо зная, испытав на собственной шкуре, что такое в новых рыночных условиях руководить производством, отвечать за тысячи людей, получающих или не получающих заработанную плату, каждый день ломать голову по поводу налогов, расчетов с бюджетом, "Челябэнерго". Да разве перечислишь все, чем приходится заниматься генеральному директору?
Я знаю Гартунга давно, еще с момента его работы на ЧКПЗ мастером, старшим мастером, начальником участка в колесном цехе. Он с отличием закончил ЧПИ, мог выбирать. Но предпочел завод, где подрабатывал еще студентом. Тогда в колесном цехе осваивали новую немецкую линию. Было много сложных технических вопросов, но Валерий не привык отступать. Он всегда умел доводить начатое до конца. Отличали его целеустремленность, деловитость, нацеленность на конечный результат, организаторский талант.
Прошло время, страну захлестнула коммерция. Процветает купля-продажа. Мог всем этим заниматься и Гартунг, а он возвращается на завод, взваливает на себя ношу генерального директора, хотя мог спокойно отсидеться, номинально возглавляя совет директоров. Причем стал генеральным, пройдя через выборы. Ему было важно получить мандат доверия снизу - рабочих предприятия.
Наши предприятия - соседи. И я видел, что до 1996 года ЧКПЗ лежал на боку. Сегодня предприятие не узнать. Идет рост объемов производства, осваиваются новые технологии, выплачивается заработная плата, строится жилье.
- И в это время предприятию грозят банкротством.
- Ничем иным, как политическими играми, это не назовешь. Как можно рубить сук, на котором сидишь, или резать курицу, несущую золотые яйца? По-моему, политическая направленность этой угрозы видна любому здравомыслящему человеку. Если не будут работать такие предприятия, как ЧКПЗ, наш трубопрокатный, какие средства будет делить бюджет Ленинского района? Неужели кто-то верит в то, что деньги нам даст добрый дядя. Правительство области? Федеральный бюджет? Помогут наши депутаты в Госдуме? Не будет этого.
Посмотрите, кто сегодня в высшем законодательном собрании представляет нашу область? Та малая толика депутатов, прошедшая, как правило, по партийным спискам. У нас нет, я повторюсь, ни одного представителя промышленности. И это в нашей-то области. А кто собирается во власть? Я не хочу никоим образом обидеть других кандидатов, но уверен: вряд-ли кто-нибудь из них сможет что-то сделать для того, чтобы заработала промышленность. А у некоторых из них и возраст весьма солидный. Меня, например, на встречах часто спрашивают, почему, агитируя за Гартунга, я не выставил свою кандидатуру. Отвечаю прямо - мое время ушло, поздно. Надо не только соизмерять свои силы, знания, опыт, возможности, но и думать о будущем России. Не о том, чтобы завтра мне было хорошо, а нашим детям, внукам, правнукам.
Да, можно и в нашем возрасте побиться за депутатское кресло. Но ради чего? Прописки в Москве, дополнительных льгот при скором уходе на пенсию? Но государственный ли это подход для человека, претендующего на государственное дело? Валерий Гартунг в этом смысле выглядит предпочтительнее многих других кандидатов - и молод, и образован, и опытом практическим обладает.
- После публикации в некоторых газетах откровений областного прокурора начали распространять листовки, порочащие Валерия Гартунга.
- Шумиха, поднятая органами правопорядка вокруг Гартунга, не стоит и выеденного яйца. Идет нечестная борьба с кандидатом. Абсолютно непонятно, почему должностные лица оказались втянутыми в эту кампанию. Их влияние, воздействие на избирателей должны быть исключены.
По себе знаю, как это неприятно. В 1991 году, во время моей работы в Челябинском горкоме КПСС, вокруг меня начиналась аналогичная мышиная возня. Нужно было испачкать меня, смешать с грязью. Никого не интересовали последствия. Ничего нового с тех пор не изобретено. С Валерием Гартунгом поступают так же.
И правильно сделал Гартунг, что обратился в суд, чтобы защитить свою честь и достоинство. Но мы-то знаем, что суд состоится после 14 декабря, а ты, кандидат, отмывайся, если сможешь. Я никак не могу понять, почему по таким вопросам дела не рассматриваются в течение трех-четырех дней. Есть что доказать, скажи...
Доводы прокурора более чем странные. У меня в цехе работает около полутора тысяч человек. Цех для меня, что семья. И вот арестовали недавно двоих. Судя по логике прокурора, меня можно обвинить в связи с уголовниками. А я корю себя за то, что не дошел до ребят, не помог в чем-то. Ведь кроме того, что я начальник цеха, я еще и воспитатель.
А доверенным лицом Гартунга стал потому, что я ему верю.
Записал В. ФЕДОРОВ.