03-12-97
Неля пропала
Теплым сентябрьским днем в Варненском РОВД раздался тревожный звонок:
- Девочка... У нас маленькая девочка пропала, ушла гулять и не вернулась!
В старинное казачье село, расположенное на левом берегу Аята, срочно выехала группа розыскников. Работа предстояла немалая, а путь дальний - едва ли не сотня верст.
...Четырехлетняя Неля росла в хорошей семье, у нее была молодая работящая мама и сестренка-школьница. В тот день мать прибежала на обед. Покормила Нелю, повязала на ее светло-русую головку красный бант, расцеловала девочку в тугие щечки и поспешила на работу. На пороге обернулась и строго-настрого наказала от дома далеко не отходить.
Вечером Нелю уже искали всей улицей. Немедленно включилась и милицейская группа, присоединились школьники, другие жители Николаевки.
Увезли? Похитили? Рядом с селом проходит оживленная трасса...
Милиционеры опрашивали людей, пытались выявить лиц с психическими отклонениями. Потом кто-то вспомнил, что девочка шла в сторону реки. Да, на ней была красно-синяя шерстяная кофта, черные гамашики...
И опять прочесывали тальники, пустыри и ямы вдоль берегов. Кто-то нашел правый сиреневый сандалик, на внутренней стороне пятки две буквы "Н.И." Конечно, это ее обувь! Нелина мама недавно получала сандалики в сельской администрации в счет погашения задолженности по детским пособиям. Мама и написала шариковой ручкой инициалы дочери.
Версии
Заигралась и утонула! Мелководная и теплая степная речушка (воробью по колено!) местами закручивается в опасные омутки. Много ли для ребенка надо.
Четыре дня сетями и бреднями процеживали Аят. И снова обшаривали окрестность. Через месяц поисков николаевцы поняли, что девочка пропала насовсем. Что ж, случалось и такое, река забирала и не отдавала людей...
Оперативно-следственная группа РОВД и прокуратура Варненского района отрабатывали параллельную версию. Версию преступления. В поле их зрения попали двое молодых людей. Восемнадцатилетний А., житель Николаевки - сосед исчезнувшей девочки. Несмотря на свои юные годы, умудрился стать отцом двух малолетних детей. Его дружок и одногодок С., житель Казахстана, приехал в Николаевку к бабке в гости. Молодые лоботрясы пили, гуляли, по-хамски приставали к девушкам. А в конце сентября ограбили местный магазин и были помещены в следственный изолятор.
Очень странно выглядела их кража, чуть ли не открыто лезли в магазин. Спилили замок, тут же бросили ножовку, демонстративно наследили обувью, оставили множество отпечатков пальцев, а забрали... несколько бутылок водки.
Какая связь между исчезновением четырехлетней Нели и кражей в магазине? На первый взгляд - никакой. Впрочем, как на это посмотреть. В практике правоохранительных органов достаточно примеров, когда человек продуманно идет на малое преступление, чтобы скрыть этим более тяжкое злодеяние. Чаще всего так заставляет поступать страх расплаты за содеянное.
Как это было
Над Николаевкой обильно пролились дожди, а потом задул тугой казахстанский ветер. Он догола раздел тальниковые чащи, сдвинул пески на берегах Аята и... обнажил светло-русую детскую головку с красным бантиком.
И почти сразу же заговорил С., один из магазинных воров и заезжий гость из Казахстана.
...Они были уже изрядно пьяны, когда им повстречалась соседская девочка в черных гамашиках и красно-синей шерстяной кофточке. Крошка доверчиво улыбнулась:
- Здравствуйте, дяди!
"Дяди" переглянулись. В глазах А. зажегся дьявольский огонь.
- Пойдем, Неля, на речку. Посмотрим гусей!
Она обрадовалась, с дядями можно и на речку, мама не заругает.
- Пойдемте, дяди, там наши гуси плавают...
И пошла следом.
...С. держал Нелины ножки, А. закрывал ей рот и немного придушивал, чтобы не кричала. А потом насовсем передавил детское горло и, как потом сознается, "для подстраховки" с силой перетянул Нелино горло ее гамашиками.
Трупик закапывали в песок оба. Руками и ногами, обливаясь потом, садя от страха матюки. Вдруг протрезвев, бежали по-волчьи, от ужаса скуля и оглядываясь.
Жутким был этот, как именуют его юристы, "следственный эксперимент с выходом на место преступления". Им дали в руки куклу величиной с Нелю, заставили "делать" все, как происходило, не исключая мелочей. Работала видеокамера, а левый высокий берег Аята, усыпанный николаевцами, стонал, плевался, крыл матом и в голос рыдал, словно наступил великий судный день.
Он и настал. Кто-то, было, взялся за колы и камни, вплотную подступил к милицейскому охранению. Сердца нелюдей от ужаса превратились в речные гальки, и они жались, жались в диком трепете к охране, под дула ее пистолетов, подальше от взорванной, рассвирепевшей толпы.
- Обоих к стенке!
- Отдайте их нам! - кричали люди.
Эпилог
Преступление, потрясшее весь Варненский район, было взято под личный контроль начальника УВД области генерал-лейтенанта Ю. Луконина. Над его расрытием работала оперативно-следственная группа Варненского РОВД и местной прокуратуры в составе Р. Назарова, Ю. Плюхина, А. Карасева, В. Мацко. В недавний профессиональный праздник и день 80-летнего юбилея Российской милиции они были награждены ценными подарками.
...А на сельском погосте, среди железных оградок, крестов, полыней и ковылей прибавилась свежая детская могилка. Говорят, неподалеку могила десятилетней давности, рубцом оставшаяся в сердцах николаевцев. Точно так же погибла девушка, восемнадцатилетний секретарь местной комсомольской организации. Тогда преступник справедливо понес жесточайшее наказание...
Анатолий СТОЛЯРОВ.
(Наш корр.).
Варненский район.