03-12-99


Санаторий на распутье

Александр Мицуков предлагает провести эксперимент

Алевтина НИКИТИНА

Челябинск

На дворе - зима, мало кто еще задумывается

об отпуске. А для людей, которые сделали "отдых для людей" своей профессией, именно сейчас самое время поразмышлять о том, что и зачем они делают, какие перспективы есть у стройной когда-то "системы оздоровления народа". Пережившая немало перестроечных катаклизмов, что она сегодня может нам предложить? Мы беседуем об этом с генеральным директором санатория "Увильды" А.Ф.Мицуковым.

- После распада Центрального совета профсоюзов курортная система стала никому не нужной. Напомню, в свое время нас дважды передавали - из Министерства здравоохранения в профсоюзы и обратно. В конце концов, мы оказались в подчинении Министерства физкультуры и спорта. Получается, что больных людей теперь можно считать спортсменами, физкультурниками. Парадокс... Какая-то часть санаториев еще осталась в живых, больше половины уже просто не существует.

Возьмем нашу область. Санаторий "Солнечный" практически развалился, не поднять уже дом отдыха "Золотой пляж", почти упал санаторий "Тургояк". Если дальше так пойдет, здравницы будут рушиться одна за другой. Самый главный критерий - это заполняемость. А чтобы заполнить здравницы, им нужно финансирование. Из каких источников? Министерство физкультуры и спорта ничего не выделяет. Часть клерков Центрального совета профсоюзов просто перекочевала под крышу этого министерства, получают оклады. Мы бесхозные.

Здравницы юга быстро расхитили, перепродали, акционировали, и сегодня они практически в частных руках. И на нас уже обратили внимание отдельные люди с деньгами. И если мы не подойдем разумно к решению вопроса собственности здравниц, то можем прекратить свое существование в сегодняшнем виде.

- Вам нужен начальник?

- Да нет же! Нам нужно четко и ясно знать, кому мы принадлежим, в каком виде и что будет дальше с нами.

- Вас не устроит частный хозяин?

- Если кому-то нужен такой санаторий, то пусть он сам его построит, развивает и делом доказывает свою жизнеспособность, чтобы к нему ехали больные.

- Так что же вы предлагаете конкретно?

- Прежде всего необходимо определить статус здравниц. Что это такое - лечебное учреждение или учреждение для физкультуры и спорта? Конечно, это можно сделать только на уровне правительства России. Но ведь можно попробовать провести эксперимент в нашей области. Здесь такие мощные здравницы, прекрасные коллективы, есть грамотные руководители.

- И что это был бы за эксперимент?

- Суть его в том, чтобы выстроить единую систему здравоохранения области. Это должна быть цепочка "поликлиника - стационар - санаторий". Санаторий в таком случае - это лечебно-профилактическое отделение реабилитационного периода.

- Ой, что-то слишком сложно...

- Можно и проще. Острую фазу болезни диагностируют в поликлинике, лечат в стационаре, а долечивать и реабилитировать мы должны. Мы бы смогли сохранить часть здравниц, имеющих крепкую лечебную базу. Тогда бы не нужно было тратить деньги на создание отделений реабилитации в поликлиниках. А те здравницы, которые не имели лечебной базы, нужно превратить в пансионаты, дома отдыха, туристские центры, куда можно было бы приезжать на 4-7 дней. Так, как это делается во всем мире.

Я считаю, что такие монстры, как "Увильды", "Кисегач" с развитой лечебной базой, стоит переключить на лечение больных по полной цепочке оздоровления. Ведь кому выгодно сегодня лечить стариков, инвалидов? Они идут по отдельным социальным программам, путевки по ним берет у нас фонд социального страхования (за что ему большое спасибо). Благодаря ему мы еще держимся на плаву. Предприятия для своих работников берут только один процент от общего количества всех имеющихся путевок. Фонд медицинского страхования не берет ничего, областная администрация - тоже. А нам бы создать общую систему социальной реабилитации и включиться в эту работу как полноценное лечебное учреждение.

- Получается, что вы стремитесь потерять самостоятельность, чтобы вами кто-то руководил?

- Нет, не надо нами руководить. Я за то, чтобы здравницы обрели наконец правовой статус. Если бы мы были в системе здравоохранения, мы бы участвовали в ее программах. В каком виде - акционерное общество, производственный кооператив, ТОО - это уже несущественно.

Нам нужно прекратить болтаться. То нас считают профсоюзными, то какими-то унитарными предприятиями, то нас вообще никем не считают. Я хочу определиться, кто же я все-таки.

Если врач - то должен лечить. Иначе будет вот что: если фонды социального страхования откажутся брать наши путевки, мы будем искать пути выживания и на базе санатория какое-нибудь производство откроем. Это будет что угодно, только не лечение стариков и инвалидов.

Посмотрим на ближайших соседей. В Башкирии есть целевая программа развития здравниц, имеющая отдельную строку в бюджете. А у нас что творится? Сегодня Челябинская область закупает путевки в Янган-Тау, Красноусольск. Потому что эти здравницы сегодня выглядят лучше, чем наши. Если по лечебным факторам мы неоспоримы, то по внутреннему устройству они превосходят нас. Люди из нашей области уже стали туда ездить. И слава Богу. Но мы же тоже хотим, чтобы наши санатории были заполнены, чтобы мы платили заработную плату своим работникам и налоги - в бюджет. Сегодня возим деньги в Башкирию, завтра Свердловская область поднимет свои здравницы - повезем деньги в Свердловскую область? В Кургане, Оренбурге уже разрушена санаторно-курортная система, люди оттуда к нам едут. Если срочно что-то не предпринимать, нам самим придется искать место, где отдохнуть. А ведь здравница может и должна стать бюджетообразующим предприятием. Если нам бюджет выделит деньги, то мы сможем привести санаторий в такое состояние, что деньги потекут рекой - обратно в бюджет.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех коллег с наступающим Новым годом. Желаю всем процветания! n