04-01-02


Добро должно быть... с экспертизой

Челябинское отделение Российского детского фонда признано лучшим благотворительным фондом России

1 июня прошлого года после почти пятилетнего перерыва в Челябинске возродилось региональное отделение Российского детского фонда, по случаю чего в театре оперы и балета имени Глинки состоялся праздничный концерт. В то время на счетах фонда был ноль. Полгода спустя - 18 миллионов. 25 тысяч личных денег внесла на нужды детей семья губернатора области Петра Сумина. 15 тысяч принес митрополит Иов. В числе жертвователей рядовые пенсионеры и руководители предприятий, банкиры и предприниматели, известные политики и простые домохозяйки. Такое ощущение, что ручейки пожертвований на счета фонда устремляются сами:

- На самом деле перед тем, как начать работу, мы тщательно изучили имеющийся в этой области российский и зарубежный опыт,- говорит руководитель челябинского отделения детского фонда В.Н. Скворцов, - проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что большинство наших фондов работает по принципу "собрать деньги и разделить". При этом у них довольно трудно узнать, когда, куда, в каком объеме направлена та или иная сумма пожертвований. Мы выбрали главными направлениями своей работы конкретность, прозрачность и эффективность. Рассказали в СМИ о своих целях и задачах, опубликовали номер банковского счета и обратились к населению области с призывом о помощи. Нас поддержали губернатор области, члены Законодательного собрания, религиозные организации. На сегодня участие в благотворительности приняло свыше 1700 южноуральцев и 172 предприятия. Мы признаны лучшим благотворительным фондом России.

- Но была же и какая-то стратегия и тактика. Просто так никто 18 миллионов не отдаст.

- Любое пожертвование, независимо от суммы и должности дарителя, не остается незамеченным. Мы отвечаем каждому человеку письмом, в котором благодарим его за помощь, рассказываем, куда употребили его деньги и в каком объеме. Сообщаем и об остатке, если он образовался, и затем снова пишем, на какие цели его истратили. В общем, отчитываемся до копейки. Кроме информирования благотворителя об использовании его средств мы даем ему возможность истратить их по его желанию. К примеру, Челиндбанк, перечисляя нам деньги, предложил, чтобы они были переданы детским учреждениям, находящимся в том же районе. Что мы в точности и исполняем. Другой благотворитель высказал пожелание, чтобы купленный им компьютер непременно попал в детское хирургическое отделение областной больницы. И это пожелание выполнено. Сейчас население, организации, перечисляющие нам свои кровные, уже не сомневаются в том, что мы истратим их деньги в полном соответствии с их желанием.

Еще одна важная особенность нашей работы заключается в том, что фонд взял на себя функции контроля за расходованием средств благотворителя. Не каждому удобно было проверять, действительно ли выделенные им деньги пошли, к примеру, на приобретение одежды для воспитанников детского дома или покупку телевизоров, оприходованы ли эти телевизоры, в целости ли они или украдены через полгода. Работники фонда всю эту информацию самым тщательным образом проверяют и докладывают благотворителю.

Чтобы вызвать интерес и привлечь к работе новых помощников, сейчас проводится конкурс на лучший благотворительный проект. В этой акции могут принять участие как юридические, так и физические лица. Наиболее перспективные проекты будут профинансированы. Естественно, после соответствующей экспертизы.

Вообще, как вы, наверное, уже поняли, мы практически не оказываем помощь первому встречному, даже если внешне он вызывает сострадание. Работаем в тесном контакте с районными отделами соцзащиты, узнаем, стоит ли человек на учете, советуемся, стоит ли оказывать ему помощь, и если да, то в какой форме, объемах и т.д.

- Может быть, вы излишне строго подходите к своей задаче?

- Возможно, если бы речь шла о моей личной благотворительности, я поступал бы иначе. Но это средства других людей, и я просто не имею права распылить их, тратить не по назначению. Это было бы безнравственно. Потеряется смысл действий, заключающихся в том, чтобы творить благо.

- Вы имеете дело с самыми различными категориями населения. Кто самый щедрый?

- Нам оказывают помощь люди самых разных возрастов, профессий и уровней достатка. Но, пожалуй, самыми сострадающими остаются пенсионеры. Присылают по 50-100 рублей. Многие становятся постоянными помощниками. Из организаций хорошо помогают Челябинскрегионгаз, электролитный цинковый и трубопрокатный заводы, ОАО "Связьинформ", предприятия Копейска, Златоуста, Миасса и в особенности Магнитогорска. Достаточно сказать, что из 18 миллионов рублей общих пожертвований 11 собрали именно магнитогорцы. Здесь созданы свои традиции, интересно работает фонд "Металлург". Сейчас мы готовим титул "Почетный благотворитель 2001 года".

- По роду ваших сегодняшних занятий вы сталкиваетесь со многими жизненными историями - горькими, сентиментальными, драматическими. Какая из них запомнилась?

- У нас сейчас дело поставлено так, что мы чаще помогаем не деньгами, а товарами - одеждой, обувью. Заключили договор с рядом фирм на большие поставки этих групп товаров по оптовым ценам и с хорошими скидками. Есть фирмы, безвозмездно поставляющие нам очень дорогие, элитные вещи. Многие ребята из детских домов видели такие только в кино и невероятно рады подаркам. И вот очередная акция. Привозим мы дорогие импортные кроссовки воспитанникам Златоустовского детского дома, а двум старшеклассникам обуви не хватило - фирма-благотворитель не могла предположить, что у детей-сирот размер ноги 45-й. Ребята чуть не плакали. Я выбрал день и повел их в модный магазин в Златоусте, чтобы они сами выбрали себе то, что нужно. Надо было видеть их глаза, когда они, может быть, впервые в жизни сами выбирали себе красивую обувь. И надо было видеть, с какой радостью обслуживали этих ребят продавцы. Добро, которое мы делаем, способно согревать многих людей:

- Предоставляет ли закон льготы для благотворителей?

- Льготу в виде оплаты 50 процентов налога на имущество получают пока только предприятия Челябинска и Магнитогорска. Допустим, если благотворитель перечисляет нам 100 тысяч, то на 50 тысяч ему выделяется льгота в счет налога на имущество. Вторая часть погашается из его собственных источников.

- Перейдя дорогу другим благотворительным фондам, работающим по облегченному варианту, вы наверняка нажили себе немало недоброжелателей:

- Наверное, это неизбежно. У нас в области свыше 2 тысяч общественных организаций, из которых более 200 занимаются благотворительностью. Они называют себя красивыми названиями, ходят с протянутой рукой и в этом видят смысл благотворительности. При таком подходе деньги благотворителя зачастую расходуются неэффективно. Вот пример. Один из благотворительных фондов затребовал у нас 120 тысяч рублей на проведение операции детям в одном из медицинских учреждений Тулы. Благотворитель согласился дать на это средства. Но я с его позволения провожу экспертизу и выясняю, что у организации, которая намерена проводить операцию, нет лицензии. Руководство нашего областного управления здравоохранения тоже не рекомендует перечислять средства, поскольку у тульских специалистов нет положительных результатов на проведение данного типа операции. В итоге мы отказали в финансировании, сообщив об этом благотворителю.

Таким же манером мы анализируем целесообразность использования средств благотворителя на участие детей в международных конкурсах, зарубежный отдых и отдых в Артеке, организацию дополнительного питания, помощь семьям с низким доходом и т.д.

- Исчезнет ли необходимость в благотворительных фондах, когда наше общество станет богаче?

- В США, считающихся богатейшей страной мира, на благотворительность ежегодно тратится 400 миллиардов долларов - десять российских бюджетов (для сравнения: весь Российский детский фонд за год собрал 20 миллионов рублей). Дело в том, что благотворительность - это ведь не только столовая для бедных или несколько медяков, брошенных в кружку нищего. Я был в США на празднике святого Патрика, это демонстрация творческих возможностей разных фирм, состязание честолюбий и кошельков, потрясающее шоу и одновременно - праздник для самих американцев. Западное общество хорошо использует эту потребность состоятельных людей рассказать о своих возможностях, достижениях, нравственных устремлениях. Объектом может быть создание роскошных аква- и европарков, художественных галерей - все то, что тешит честолюбие благотворителя и одновременно служит на благо всех остальных граждан.

- Вячеслав Николаевич, вы были директором завода, председателем областного Законодательного собрания, и вдруг работа в благотворительном фонде. Как вы воспринимаете эту должность?

- Как знак судьбы. И испытываю колоссальное удовлетворение от общения с проявлениями человеческой доброты.

Лидия ПАНФИЛОВА