04-01-02


Челябинскуголь не безнадежен

Первое интервью "угольного генерала" Константина Струкова

Константин Струков. Родился в 1953 году. В 1980-м окончил Магнитогорский горно-металлургический институт. По направлению уехал на работу в Казахстан, где возглавлял различные золотодобывающие предприятия. В 1997 году переехал в Пласт, стал председателем совета директоров АО "Южуралзолото". За три года К. Струкову и его команде удалось сделать убыточную компанию прибыльной. В конце 2001 года он назначен исполняющим обязанности генерального директора ОАО "Челябинскуголь". Первое интервью на новом месте Константин Иванович дал "Челябинскому рабочему".

- Каковы первые впечатления от "наследства", которое вы получили в Челябинскугле?

- Вполне нормальное предприятие, запоздавшее с реформированием лет на десять. Очень мощная материальная база, хороший рабочий коллектив. По обеспеченности специалистами все мои ожидания превзойдены. Нормальные люди, будем работать.

- Сколько потребуется времени, чтобы вернуть угольщиков к хорошей работе?

- Чтобы привести предприятие в состояние, когда начнут работать все системы, нужно два года. Год - чтобы все переделать, а на другой - все отшлифовать. Это реально при хорошем финансировании и поддержке областного правительства, а она есть. Напутствуя меня, Петр Иванович Сумин сказал, что одно из приоритетных направлений его работы - укрепление Челябинского угольного бассейна. Поэтому помощь будет, я уверен.

- И обещанные 500 миллионов рублей на реконструкцию производства дадут?

- Лежащим на боку денег не дают. Подниматься надо вначале самим, добывать не меньше трехсот тысяч тонн угля в месяц, чтобы жизнедеятельность поддерживать. Тогда можно будет и об инвестициях поговорить.

- Какие конкретно реформы вы собираетесь проводить?

- Сегодня еще сложно говорить конкретно, но Челябинская угольная компания на месте Челябинскугля будет. Через это прошли все угольные предприятия, почему бы это не сделать в Челябинскугле?

- Кто после банкротства будет отдавать старые долги, включая задолженность по зарплате?

- Правопреемник заберет долги первой и второй очереди, они будут сведены до минимума. Зарплата шахтерам - основной вопрос, который будет решаться в первую очередь. Люди без денег не останутся. Вся реорганизация производства будет направлена на то, чтобы рассчитаться с людьми. По-другому просто нельзя делать. Шахтеры всегда в шахту ходили за-ра-ба-ты-вать. Этот принцип извратили в последние годы. Труд рабский, работа без зарплаты привели к появлению лидеров каких-то непонятных, которые грозят акциями протеста. А надо просто взять и работать, и проблем не будет.

- Вас в этой мысли поддерживают оба шахтерских профсоюза, к забастовкам уже никто не призывает.

- Я думаю, что мы с ними совместно будем решать общую задачу: сделать так, чтобы все коллективы были работоспособны. Период хаоса прошел, наметилось движение вперед - давайте будем двигаться. У нас нет разногласий по этому поводу.

- Перед новым годом в Челябинскугле сложилась очень тревожная ситуация, полноценно работали только две шахты. Ваши встречи в коллективах, которые интенсивно проходили в последние дни, смогли изменить настрой людей?

- Я не ставил задачи кого-то уговаривать идти работать. Основная цель поездок была - познакомиться с коллективом. Работать или нет, пусть будет на совести коллективов. Я буду работать с теми, кто хочет работать. То, что область не замерзнет, - это однозначно. Челябэнерго принял ряд мер, которые позволяют нормально перезимовать. Запасы угля есть, договоры по газу есть. Не в интересах угольщиков терять свою ячейку рынка, отдавать ее "варягам". Вот это я старался донести до людей, убедить, что надо свой рынок отстаивать. Если мы не станем работать, то потеряем своего заказчика, вот что страшно. И тогда мы уже никому не будем нужны.

- Чтобы этого не произошло, сколько собираетесь добыть в 2002 году?

- Четыре миллиона двести тысяч тонн угля. Это реально. Но пока мы попали в минус к Челябэнерго на 44 миллиона рублей, и мне стыдно за тех, кто в ущерб себе "лежал" месяц. Спасибо тем коллективам, кто работает, кто понимает, что к шахте надо относиться бережно.

- Будет ли проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности предыдущего руководства?

- Да, но не с целью выявить нарушения, а чтобы сделать выводы для себя, посмотреть, что мы имеем, что в минусе, что в плюсе.

- Не избежать, видимо, и сокращения штатов?

- Сокращение просто необходимо, но оно не коснется угледобывающих предприятий. Есть структуры, не обеспеченные работой. Например, шахтостроительное управление, еще ряд предприятий, кроме ремонтных заводов. Будет и сокращение, и перемещение трудовых ресурсов, и оптимизация налогов, и внутренний хозрасчет. Все будет решаться в интересах коллективов. Надо, чтобы не только добывающие предприятия приносили копейку в общую копилку. И сокращение управленческого аппарата, конечно, будет, чтобы его размер соответствовал снизившемуся объему добычи.

- Будет ли пересматриваться статус отдельных предприятий в рамках акционерного общества? В первую очередь, разреза "Коркинский", который крайне недоволен своим несамостоятельным положением?

- Будут пересмотрены условия оплаты труда, все будут получать в зависимости от добытой тонны угля. Тогда задышит и разрез, и все шахты, которые будут выполнять план. Пропадет весь сепаратизм. Ведь вопросами управления, которыми занимается аппарат Челябинскугля, тоже надо заниматься. Это только кажется, что самостоятельно жить легче. При разумном управлении не захочется налаженные связи обрывать. На встречах в коллективах я тяги к сепаратизму не почувствовал. Надо работать всем вместе и защищать свои интересы.

- Не откажетесь ли вы от объектов соцкультбыта, которые удорожают себестоимость тонны, но в то же время хоть немного скрашивают тяжелую жизнь шахтеров?

- Мы резких шагов не будем делать. Соцкультбыт - не самое необходимое, с чего надо начинать. Без этого достаточно точек приложения сил.

- Мне один ветеран Челябинскугля сказал, что от вас, как от нового "генерала", шахтеры ждут прежде всего даже не денег, а... надежды на лучшее будущее. Настолько люди устали от безысходности последних лет. Можете вы дать им такую надежду?

- Я за безнадежные дела не берусь. В Южуралзолоте положение три года назад было в несколько раз хуже, чем здесь, а сейчас там все работает как часы. В Челябинскугле все постепенно наладится. Начнем с выплаты текущей зарплаты, одну шахту в порядок приведем, следующую, глядишь, созидание через год начнется.

- Может, тогда и банкротить Челябинскуголь не придется?

- Нет, без этого не обойтись. Процедуру банкротства пройти надо, чтобы начать работу с чистого листа. Поменять сознание людей, чтобы они перестали жить старыми заслугами - их нет, оказывается, "проели" все. Но я уверен, что Челябинскуголь, его прекрасный коллектив сможет и будет нормально работать.

- Остается поблагодарить вас за интервью и пожелать вам, всем горнякам, чтобы оптимизм помог в претворении планов 2002 года, чтобы он стал не только по календарю, а по сути новым для Челябинскугля.

Беседу вела

Ирина КРЕХОВА