04-01-03
Евгений КИТАЕВ
Челябинск
Транспортный налог
Как обычно в последнее время, Новый год приносит немало сюрпризов, связанных с "корректировкой" цен на проезд по железной дороге, в общественном транспорте и так далее. Как правило, с января вступают в силу и новые законодательные акты. На этот раз депутаты "нарядили" в одежду Дедов Морозов, раздающих ведомственные подарки, работников МНС, ибо с Нового года частично меняется налоговое законодательство. В частности, из закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен подпункт "м", в котором говорится о тех налогах, что служат источниками образования дорожных фондов. Иными словами, с 1 января 2003 года в России отменены налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.
Новая глава о транспортном налоге появилась во второй части Налогового кодекса. Он отнесен к региональным сборам. Поэтому его ставки, порядок и сроки уплаты, льготы определяют законодатели субъектов РФ.
В нашей области закон "О транспортном налоге" был принят 28 ноября 2002 года. И, как отмечает начальник отдела региональных и местных налогов управления МНС по Челябинской области Вячеслав Мальцев, ставки наши депутаты приняли довольно щадящие. Большинство автолюбителей, платившие "старые" налоги, не почувствуют разницы в сравнении с прежними годами. Для владельцев машин с двигателями до 100 лошадиных сил (л.с.) - а на таких ездит основная масса южноуральцев - ставка транспортного налога составит три рубля с каждой "лошади". В Екатеринбурге же, к примеру, минимальная ставка - пять рублей.
В. Мальцев подчеркивает, что социальная направленность закона не только сохраняется, но становится даже более явной, поскольку расширяется круг получателей льгот. Для пенсионеров и многодетных семей предусмотрена пониженная ставка в размере 30 копеек за одну л.с. На льготы могут рассчитывать также семьи, имеющие детей-инвалидов, "чернобыльцы", лица, пострадавшие в результате аварии на химкомбинате "Маяк".
Транспортный налог юридические лица исчисляют самостоятельно. С граждан он взимается по уведомлению (как налог на имущество физических лиц).
Стабильность с миллионерами
С Нового года начинается декларационная кампания-2003. Она, как обычно, продлится до начала мая. Больших перемен по сравнению с прошлым "сезоном" ожидать не следует, но и без них не обойдется. В частности, расширяется перечень самих "декларантов" - за счет индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, а также предпринимателей, которые отчитываются по упрощенной системе. Они теперь также будут обязаны предоставлять сведения о доходах. По этой причине в областной инспекции ожидают, что число сданных деклараций существенно вырастет. В 2002 году их было 117 тысяч, что на 20 тысяч больше, чем в предыдущем, 2001-м (больше стало граждан, раскрывших свое финансовое положение по причине того, что рассчитывают на социальные и налоговые вычеты). В нынешнем, 2003, году, прогнозируется, будет подано уже 155-160 тысяч деклараций.
А вообще работа с налоговой информацией кипит постоянно. На 1 октября 2002 года в области было получено 2,9 миллиона сведений о доходах 1,7 миллиона человек. Дополнительно привлечено к декларированию 9,5 тысячи граждан. К доплате начислено 49,3 миллиона рублей. Сумма этой доплаты на одну декларацию увеличилась в среднем в 1,5 раза.
В ходе декларационной кампании-2002 в налоговые органы области физические лица представили 141 декларацию, в которых указан доход от одного до 10 миллионов рублей. Было также девять деклараций, в которых заявлены доходы свыше 10 миллионов рублей. По словам заместителя руководителя управления МНС по Челябинской области Валентины Зыковой, примерно такая же картина была год назад, что свидетельствует о некой стабилизации ситуации с южноуральскими миллионерами. Какие сюрпризы преподнесет этот год?
Ставки на машину
Транспортный налог берут со всего, что ездит, плавает и летает. Только владельцам прицепов беспокоиться не следует. Как поясняют работники МНС, в данном случае "не возникает объекта налогообложения".
Что касается "средств", передвигающихся на колесах (самый массовый вид транспорта), в области принята такая градация.
n Владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. будут платить по 3 рубля с каждой "силы". Если двигатель от 100 до 150 л.с. - по 7 рублей 80 копеек, если от 150 до 200 л.с. - по 10 рублей, если от 200 до 250 л.с. - по 15 рублей, свыше 250 л.с. - по 20 рублей за лошадиную силу.
n Владельцы мотоциклов и мотороллеров заплатят по 1 рублю 20 копеек с "силы", если двигатель мощностью до 20 л.с., по 1 рублю 80 копеек, если он от 20 до 35 л.с., по 2 рубля, если свыше 35 л.с.
n Владельцы грузовых автомобилей, мощность двигателей которых до 100 л.с., будут платить по 8 рублей. Если мощность двигателя от 100 до 150 л.с. - по 16 рублей, если она от 150 до 200 л.с. - по 19 рублей 20 копеек, если от 200 до 250 - по 20 рублей 80 копеек, свыше 250 л.с. - по 28 рублей 40 копеек.
n С владельцев других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу положено брать по 8 рублей за лошадиную силу.
n Владельцы катеров и моторных лодок заплатят по 10 рублей за "лошадь", если их двигатели мощностью до 100 л.с., и по 20 рублей, если их мощность больше.
n С владельцев самолетов, вертолетов и иных воздушных судов, имеющих двигатели, возьмут по 25 рублей за "силу". За другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей, будут брать по 200 рублей с каждой "единицы".