04-01-03


Бешбармак в южном ауле

Корреспондент "Челябинского рабочего" побывала в семье старейшего чабана Нагайбакского района Токтарбая Аймуканова

Куралай АНАСОВА

Нагайбакский район

Морозным декабрьским утром мы оказались в одном из старейших на юге области ауле Кожебай. Хозяева дома Аймукановы на вечер пригласили односельчан на традиционный бешбармак. Повод для прихода гостей для казахов привычный: закололи Аймукановы лошадь и ждут на праздничный ужин родственников и соседей.

Хозяин дома - Токтарбай Жумагазеевич, именитый когда-то чабан в округе, охотно и неспешно рассказывал о ремесле, прославившем его. Потомственный животновод, Аймуканов в советские времена бил трудовые рекорды, получил два ордена Трудовой Славы, был представлен и к третьему. Но распалось мощное некогда государство, потерялись документы в чиновничьих лабиринтах, куда бы ни обращался орденоносец, ответа пока нет:

А звание полного кавалера - не только почет и уважение, но и солидные льготы.

Токтарбай Жумагазеевич рассуждал о животных, уходу за которыми посвятил всю жизнь. Детство его прошло в небольшом поселке недалеко от Кожебая. Там отец поведал главнейшие заповеди, которые соблюдали неукоснительно еще предки: "Не воруй, не кури, не ври, лодырем не будь". Нехитрые мудрости, но хватило их на всю долгую жизнь.

Отношения с властью у прямого и острого на язык чабана складывались своеобразно. Вначале отобрали партийный билет, затем вновь приняли в КПСС. Проводил дни и ночи в отаре, не думая о регалиях и наградах. В ответственный период окота овец старался сохранить маленьких беспомощных ягнят. Благодаря трудолюбию в первый же год работы он попал в десятку передовых чабанов области.

- Овца- самое мирное животное. Никогда овцематка не бросит ягненка. Многим людям стоит этому поучиться, - говорит Токтарбай Жумагазеевич. - Случается заночевать в сырой клетке или в чистом поле, овца ложится первой и укладывает ягненка сверху, на теплом материнском теле не страшны ему ни холод, ни сырость.

В доме Аймукановых наш приезд привычного порядка не нарушил, здесь гостям рады и готовы к их приходу в любой момент. Хозяйка дома бабушка Домегул вместе со снохой Диной накрывали на стол.

Казахский бешбармак - своеобразный ритуал, сродни китайской чайной церемонии. Приготовить традиционное блюдо- особая наука. Достаточно лишь несколько секретов.

- Бешбармак из любого мяса не приготовишь, - вторит моим мыслям хозяин. - Самый лучший - бешбармак из свежего мяса.

Добавим для несведущих. Среди множества ритуалов и обязательных деталей, что непременно будут замечены всеми участниками совместной трапезы, - голова овцы или барана. Варят голову тоже отдельно от остального мяса и подают самому почетному и уважаемому гостю. Возможно, им может оказаться безусый юноша или женщина в солидном возрасте, все зависит от повода и состава гостей.

Кроме этого, молодые хозяйки обязательно постигают и другие премудрости. Необходимо, закладывая мясо в кастрюлю для бешбармака, знать, какие кости для кого из гостей надо приготовить. Во время бешбармака кости вручают в строгой последовательности, в зависимости от близости гостя к семье и степени родства. Тут, как говорится, сват и брат разнятся. Особое внимание всегда гостю, свои должны это понимать и не обижаться на недостаток внимания. Так уж заведено у казахов, лучшее место и лакомый кусок - гостю.

Секрет вкусного и сытного азиатского блюда у каждой хозяйки свой. Самый аппетитный бешбармак получается, когда мясо готовится на медленном и равномерном огне. Диву даешься, как удавалось предкам казахов достичь такого эффекта, готовя мясо на естественном огне, в полевых условиях. Сочни для мяса раскатывают из обыкновенного теста на одних яйцах, добавляя мясной бульон. Тут уж каждая хозяйка старается показать высший класс, сочни должны быть предельно тонкими и ровными настолько, что можно сквозь них прочесть буквы газетного текста. Ко всем этим хитростям стоит добавить специи, и бешбармак готов.

Кстати, наш герой считает, что происхождение знаменитого блюда все-таки башкирское. Даже слово "бармак", означающее пальцы, казахи произносят как "саусак". А приставка "бес" переводится как числительное "пять". Вот и получается: пять пальцев, именно руками кушают любимое блюдо.

За сытным ужином степные обитатели ведут долгие разговоры, чаще вспоминают предков. Казах, как известно, должен знать прадедов своего рода до седьмого колена. Токтарбай Аймуканов, представитель древнего и мощного рода, интересуется историей края и села. Раньше внимательно слушал и запоминал рассказы стариков, теперь сам понемногу старается записывать все, что ему известно. Тем более, что жизнь не устает подбрасывать сюрприз за сюрпризом. Обитатели небольшого поселения Кожебай жили долгие годы и не подозревали, что название поселка происходит от имени его основателя. Три сотни лет назад выходец из Мангышлака, поссорившись с родственниками, приехал в уральские степи и обосновал вместе со своими соплеменниками и соратниками этот поселок. Несколько лет назад кожебайцы узнали об этом от приехавших из Казахстана потомков основателя. У казахов не принято покидать надолго или оставлять без присмотра могилы предков. Поэтому и посетил правнук Кожебая, представитель Казахстана в ООН, родные могилы, чтобы отдать дань памяти сильному и увековечившему себя еще при жизни человеку. Но в Кожебае есть неравнодушные люди, способные сохранить память о земляках. Кстати, местный музей совместно с Аймукановым готовит о нем экспозицию.

- Токтарбая Жумагазеевича отличает его активная позиция в любых вопросах, - говорит о своем знаменитом земляке глава сельской администрации Мария Хасанова. - Выборы ли главы администрации, забота ли о кладбище, помощь ли малоимущим односельчанам - во всем можно на него положиться. Уважают Аймуканова и в районе за принципиальность и бескорыстие в делах общественных.

Бешбармак хоть и не светский раут, но все на виду во время пиршества. Как зарекомендует себя человек на людях, таково к нему и отношение.

- Бывает, за столом украдкой шепчу деду, - говорит супруга Аймуканова Домегул Топтаевна, - вот этот человек богат и пост большой занимает. Ты уж попридержи язык, не говори лишнего. Но куда там! Привык всем в глаза правду говорить.

На что сам глава семьи отшучивается:

- Ну и что, что слишком богат. Не богатством уважение заслуживают, а делами.

Новый год в семье потомственных животноводов встречали с надеждой и уверенностью в завтрашнем дне. Как говорит сам Аймуканов, в марте 2003 наступает год Овцы - время сытости и достатка.

- Овца- единственное животное, которое способно перенести как голод, так и переизбыток кормов, - делится своими впечатлениями Токтарбай Жумагазеевич. А человек, когда переест, порой забывает обо всем. Согласитесь, нам часто приходится сталкиваться с такими людьми. Мирные и спокойные животные, прожив коротенькую жизнь, успевают порой научить человека многому. А люди, как я говорю всегда, баранину-то любят, а заботиться о баране не хотят.

На юге области лет 30-40 назад было немало прославленных овцеводческих хозяйств, сейчас от них остались лишь воспоминания. Отношение государства к сельским труженикам и селу, по оценкам аксакала, сродни крепостному праву. И чтобы положение поправилось, необходимы серьезные реформы.

Самая сокровенная мечта дедушки Токтара - дать полноценное образование трем внукам. Один из них - студент Уральской государственной академии ветеринарной медицины. Средний занимается на подготовительных курсах Магнитогорского технического университета. И, даст Бог, ничто не нарушит планов этой трудолюбивой и уважаемой земляками династии. n