04-01-03


Уроки нравственности

СПИД, наркотики и проституция - таковы темы театральных премьер Челябинска

Они следовали друг за другом, с разницей в один день. Сначала ТЮЗ представил "Сезоны на солнце", пьесу челябинского автора Александра Пастернака, затем "Манекен" показал "Яму" по мотивам одноименной повести Куприна.

Об Александре Ивановиче Пастернаке наша газета уже рассказывала. Учитель истории, обществознания и литературы в лицее N 31, он долгое время был руководителем школьного театра и автором всех поставленных на его сцене пьес. Став директором фестиваля школьных театров "Серебряная маска", Пастернак осуществил первую работу с молодыми актерами ТЮЗа. Вместе с Олегом Хаповым они поставили "Сезоны на солнце".

Это камерный спектакль, каких давно не было в театре. Зрительный зал пуст и занавес опущен. Пришедших усаживают в три ряда прямо на сцену, и здесь же, в двух шагах от них, разворачивается трагическая история любви двух молодых людей - одиннадцатиклассницы и наркомана, одарившего девушку не только ребенком, но и "чумой ХХ века". Как быть - уйти от реальности или продолжать жить? Каждый решает эту дилемму в меру своих сил, но помочь выстоять в этой ситуации способна только семья. Сюжетной канвой для этой истории был реальный случай, когда девушка, больная СПИДом, родила здорового ребенка.

По окончании спектакля режиссер и актеры вышли к зрителям. Ими оказались учащиеся челябинских школ, которых планово приводят на "Сезоны..." через управление образования.

- Мне меньше всего хотелось бы, чтобы спектакль превратился в какое-то обязательное мероприятие, - сказал по этому поводу Хапов и предложил желающим остаться и поговорить.

Однако ребята, с живым участием наблюдавшие за всем, что происходит на сцене, оказались не совсем готовы к подобному разговору - слишком личному, чтобы начинать его в большом и незнакомом кругу. Вышла дама средних лет и призналась, что во многом похожа на одного из героев пьесы - богатого отца девушки. Так же, как и он, женщина не находит времени для своего сына-подростка. Вряд ли нужно оценивать спектакль по количеству подобных откровений. Театр всегда должен оставаться театром, даже если он и занимается профилактикой наркомании среди челябинских школьников.

Хапов отчасти идет по этому пути, открывая в сегодняшней молодежи архетипы Ромео и Джульетты. В самом деле, можно ли сейчас найти девушку, поминутно цитирующую "Евгения Онегина", как это делает главная героиня?

В отличие от ТЮЗа студийцы театра "Манекен", ведомые режиссером Владимиром Филоновым, и вовсе не претендовали на какую-либо достоверность, а само обращение к теме проституции происходило из желания показать хорошеньких актрис. Повесть Куприна была взята ими в переработке екатеринбургского автора Олега Богаева. Интересно, что Богаев переиначил классика русской литературы по заказу Свердловского академического театра драмы. Тот спектакль был поставлен два года назад, с треском провалился и уже через месяц был снят с репертуара. Свердловчане утверждают, что виной тому - небывалая пошлость, в которую впали актеры, соприкоснувшись с этой темой. "Манекену" пошлость не грозит, да и могли ли студенты ЮУрГУ, только что поступившие в студию (для многих спектакль был дебютным), изобразить нечто похожее на публичный дом? Их "Яма" слишком красива. Песни и танцы прекрасно передают атмосферу, но не оставляют времени на внятно рассказанную историю. Сюжетные линии, разработанные у Куприна, здесь лишь слегка намечены, многое осталось неясным зрителю, плохо знакомому с оригиналом. В то же время спектакль интересно срежиссирован, имеет оригинальную концепцию публичного дома как образа жизни, привлекающего постоянным ожиданием чуда. Собравшимся на прогоне друзьям студии Владимир Филонов пообещал, что "Яме" еще предстоит меняться, и возможно, до неузнаваемости. Такое уже происходило с предыдущими работами студии, здесь не останавливаются на раз найденном и каждый новый показ означает, по сути, премьеру.

Оба спектакля, поставленные в разных театрах, обнаружили одни и те же вопросы. Насколько близко нужно подходить к реальности, говоря о социальных проблемах, и где взять для этого хороший литературный материал, если, конечно, не перекраивать классику?

Олеся ГОРЮК