04-01-03
20 декабря в Челябинской областной картинной галерее открылась выставка "Художники Челябинска. Новые поступления". Она - отчет о работе, для постороннего взгляда часто незаметной, но необходимой и важной.
Пройдет время, и о том, что специалисты называют "реальным художественным процессом" - о характере развития изобразительного искусства рубежа ХХ-XXI веков, - будут судить по вещам, представленным на этой выставке.
Важна эта работа и для художников. Еще недавно было престижно упоминать о "произведениях, хранящихся в зарубежных частных коллекциях". Теперь этим никого не удивишь. Единственным серьезным показателем уровня признания мастера вновь становится наличие его работ в музейных, пусть и отечественных, фондах.
Приобретенные галереей работы разнообразны по авторским манерам, жанру, времени и технике исполнения. Разнообразие - большой плюс любой экспозиции. Но оно же - препятствие в ее осуществлении как организованного единого целого.
Существует байка о том, как знаменитые в свое время Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов) возвращались на такси с одного экспозиционного совета. Находясь под впечатлением только что завершенной работы, они горячо обсуждали, кого и как "повесили", кого и почему пришлось "зарубить" и "зарезать". Поездка закончилась... в ближайшем отделении милиции. Бдительный шофер решил, что его пассажиры - не иначе, как члены преступной банды.
Горячность Кукрыниксов понятна: формирование экспозиции - отнюдь не простой, а творческий процесс.
Нынешняя экспозиция оказалась насыщенной порой неожиданными, но, по сути, оправданными созвучиями, своеобразными художественно-пластическими аккордами, постепенно складывающимися в лейтмотив со- и противопоставлений.
Сквозь три зала "смотрят" друг на друга живописное полотно В. Чернилевского и графическое панно Л. Серовой. И относительная молодость авторов, и масштабный размер произведений, и крестообразная структура композиций, и даже названия - "Полет" и "Улетающие в февраль" - все работает на их совместное, сквозное звучание, организующее пространство выставки.
Перекликаясь через зал, почти напротив размещаются "Портрет матери" В. Мишина и "Материнство" Н. Аникина. Здесь созвучие названий и общность техники масляной живописи подчеркивают диаметральную противоположность авторских манер. "Портрет" Мишина выдержан в отточенно-апробированном стиле: четко очерченные цветовые плоскости, изысканные отношения, нюансированное колебание между позитивным и негативным способами лепки формы. Работа, увы, безвременно ушедшего Аникина - отчаянный, безоглядный поиск пластических архетипов, приводящий на грань живописного минимализма. Но крайности сходятся: обе работы по-настоящему монументальны.
Любопытен "аккорд", связывающий давнишнюю уже работу Н. Аникина "Декабристы" и полотно В. Меркулова "День рождения", в котором портретно узнаваемые и сам автор, и его друзья - тот же Н. Аникин и П. Ходаев. Я далек от намерения проводить прямые параллели между декабристскими обществами и дружескими застольями художников. И все же, если вспомнить, что и как во время этих застолий обсуждалось, может быть, сближение и не покажется таким уж неоправданным.
Живописи В. Меркулова вообще присуще отчетливо выраженное душевное, человеческое измерение. Вот светящаяся, как пушистый, нежный одуванчик, девочка ("В трамвае"). Трудно выразить, сказать словами, в чем заключено ее очарование. Будничный мотив, сдержанный колорит... Но чудесным образом вспыхивает искра пронзительной лирики, света детства, его "высокой окрыленности".
А рядом - словно благословляющий и зримо, пластически воплощающий эту окрыленность - "Ангел" Ю. Мусихина. А еще ближе к выходу из зала - огромное абстрактное полотное П. Ходаева "Пейзаж с соколом-2" - цветотональный аналог бесконечного, раскрытого, как будущее, пространства.
Самым выразительным во втором зале показался мне "пейзажный" аккорд. На одной стене - темперные и темпераментные, сочные, выполненные уверенной рукой В. Бубнова виды Ялты и Севастополя. На другой, напротив, печатная (ксилография и линогравюра) графика Н. Черкасова и Н. Третьякова. С одной стороны - большие, светлые, живописно вибрирующие плоскости: паруса, корпус корабля, изгиб черноморской набережной. С другой - благородная, детализированная сдержанность гравюры.
В следующем зале - парадоксальное созвучие двух женщин-художниц. Офорты из серии "Хазарский словарь" В. Питиримовой и выполненные в оригинальной технике "флореальные" композиции О. Гладышевой. Художницы очень разные и работы очень разные. И техники - "близко не лежали". Но есть у них общее свойство: высокий профессиональный уровень ласкающего глаз декоративизма...
"Ars Longa, vita brevis" - искусство вечно, жизнь коротка, говорили в Древнем Риме. Выставка состоялась. И мы надеемся, что все, представленное на ней, будет тщательно изучено, подробно описано и навечно сохранено.
Андрей ШИПИЦЫН