04-01-98
Началась наша газета с "Голоса рабочего", первый номер которого был отпечатан в апреле 1908 года. Отпечатан тайно, подпольно. Иначе и не мог выйти к читателям в то время орган социал-демократической рабочей партии.
Дом Батракова в заречной части Челябинска - это, так получается, первый адрес нашей редакции. И типографии. На ту пору строго конспиративной. Рабочие Челябинской типографии братьев Бреслиных снабдили ее шрифтом и краской. "Всего шрифта и принадлежностей для типографской работы весом около 10 пудов" - отмечалось в прокурорском рапорте по факту обнаружения подпольной типографии.
Имена лишь двух людей, непосредственно причастных к выпуску газеты - нашей предшественницы, известны нам сегодня. Известны по рапорту жандармского ротмистра, руководившего разгромом типографии в том же 1908 году, в июне - как раз печатался очередной номер "Голоса рабочего": "...арестованы производившие работу томский мещанин Яков Чернышев и крестьянка Пермской губ. Александра Баталова".
Кто писал материалы для газеты? В свое время челябинский писатель А.А. Шмаков провел исследования легальной уездной газеты "Голос Приуралья", выходившей в Челябинске, и жандармских документов о ее сотрудниках. Исследователь отметил связь многих дореволюционных челябинских журналистов с РСДРП. В частности назвал П. Второва, М. Соколова, В. Горохова, С. Чуцкаева. Возможно, кто-то из них прямо или косвенно участвовал в выпуске "Голоса рабочего". А случайно ли созвучие названий: "Голос Приуралья" - "Голос рабочего"? Вопросы, пока безответно обращенные к истории...
Установить родство" "Челябинского рабочего" с "Голосом рабочего" помогли исследования челябинского историка, кандидата исторических наук Бориса Михайловича Мещерякова. Во многом благодаря ему газета изменила дату рождения в своем "паспорте", где долгое время значилось:"26 октября (9 декабря) 1917 года". Но для того, чтобы этот факт был зафиксирован официально, понадобилось еще доказать, что "Голос рабочего" был не разовым изданием, а периодическим, то есть сродни "Челябинскому рабочему". Нужно было разыскать второй номер газеты. Увы, в архивах области его нет, но, по счастью, он отыскался в тогдашнем Центральном Государственном архиве СССР. Ксерокопии всех четырех страниц по запросу редакции были ей высланы.
О чем же писал "Голос рабочего"? Что из тогдашней российской действительности запечатлел на своих страницах?
Наряду с материалами, представляющими политические взгляды работавшей нелегально РСДРП, объясняющие ее позицию в отношении политики царского правительства и тогдашней Думы, других политических течений, в газете немало интереснейших фактов из жизни рабочих, близких к ним по социальному положению челябинцев, их настроениях. Вот, например, сообщение с "завода Столь" во втором номере:
"28-го апреля состоялось общее собрание, которое должно было обсудить вопросы о способе чествования увольняемого мастера, о "клепке" и др.(Клепка - старый обычай взять на водку у новопоступающего на завод. Обычай этот в больших городах и промышленных центрах давно уже уничтожен сознательными рабочими, у нас же в славном граде Челябинске он пользуется еще правом гражданства). По инициативе группы сознательных рабочих был поставлен и вопрос о первом мая. И после выяснения значения первого мая собрание единогласно решило заявить заведывающему, чтобы в этот день не затопили печей и не дали гудка, ибо они не выйдут на работу. Заведывающий, понятно, ответил, что будет дан гудок. И на самом деле первого мая утром загудел гудок, призывающий на работу. Но он был гласом, вопиющим в пустыне: рабочие, спаянные классовой солидарностью, не пошли на работу".
А вот информация "К положению прикащиков"(первый номер "Голоса рабочего"):
"Город Челябинска торговый город, в нем много прикащиков, положение которых, однако, во многих отношениях очень печально. Самое скверное в их положении это беззащитность перед силой хозяев. Всем известно, например, что существует у нас закон о воскресном отдыхе, но хозяева при милостивом попустительстве начальства не обращают никакого внимания на закон, и многие магазины торгуют во всю в праздничные дни... Передовая часть прикащиков, чтобы сплотить тесней своих товарищей для борьбы с произволом хозяев, основали профессиональный союз, устав которого послан на утверждение губернатору. Но к стыду прикащиков дело объединения их встречает со стороны последних много равнодушия..."
В том же номере сообщение из развесной Кузнецова: "...Администрация старается еще больше урвать от рабочих. У нас полагается из каждого рабочего часу 5 минут на курение. Раньше для замены курящих была смена в 4 человека. Теперь эту смену отменили и рабочим самим приходится возмещать пропущенное за 5 минут. Полагалась бы за это прибавка им, но на этот счет дела обстоят туго..."
У каждого времени - свои проблемы. Но часто они, разъединенные десятилетиями, вдруг сбегутся, похожие. А какие-то "горячие вопросы", обнаруживаешь, столь основательно забыты, что газетный лист, словно урок истории, который газета дает возможность взять у времени. Так с "Голосом рабочего". Положить его номера против нынешних номеров "Челябинского рабочего" - дитя против зрелого, вооруженного опытом десятилетий и всей практикой современной журналистики издания. Вчитаешься - и ловишь себя на мысли: все-таки, наверное, действительно, водит нас время по спирали. Ввысь, но с очень похожими социальными вариациями и жизенными ситуациями.
...В дневнике истории, который ведет "Челябинский рабочий" вот уже 90 лет, первые записи сделаны старым еще шрифтом, в котором, кстати, тоже очень много от того времени, когда мы родились. "Голосъ рабочаго" - наша колыбель, из которой мы давно выросли. Но которой вечно признательны.
Елена ФРАНЦЕВА.