04-02-2000
Елена ФРАНЦЕВА
Челябинск
Многие из поправок и изменений, внесенных Законодательным собранием в Устав области, продиктованы временем: обновилась схема управления областью, выстроились новые отношения региона с федеральным центром, в том числе и в связи с подписанием пакета соглашений между ними. Что-то приведено в соответствие с новыми федеральными законами, что-то - в соответствие с практикой, наработанной за три года областной властью. Если вчитаться внимательно в этот 42-страничный документ, нетрудно прийти к выводу, что фактически депутаты приняли новую редакцию Устава области: "поправлена" почти каждая статья, некоторые исключены вовсе, некоторые появились впервые, многие пункты изложены по-новому. Поправки вроде: "заменить слова "областной референдум" на "референдум области", слова "областной бюджет" на - "бюджет области", вместо "в сфере культуры, науки и образования" читать "в сфере образования, науки и культуры", - существенными посчитать трудно. Как и замену слов "депутатская работа" на слова "депутатская деятельность".
Замена уже фактически официально утвердившегося названия высшей должности исполнительной власти - "губернатор" вместо "глава администрации области" - тоже, на первый взгляд, мало что меняет по существу. Однако все не так просто. В поправленном уставе предусмотрено, что губернатор одновременно является и председателем правительства. И правительство это, в отличие от того, которое существовало у нас некоторое время во главе с первым заместителем главы областной администрации, отныне обретает статус юридического лица и все исходящие документы будет метить гербовой печатью. В устав включена новая статья, подробно расписывающая полномочия правительства, формируемого губернатором.
Подобных кардинальных изменений в устав внесено достаточно много. К таким, например, относятся смена количества депутатов Законодательного собрания области (с 41 на 45), увеличение срока полномочий этого представительного органа и губернатора до пяти лет. Эти нормы устава не продлевают автоматически срок полномочий нынешнего губернатора и действующего состава Законодательного собрания, избранных, как известно, на четыре года. В первую "законодательную пятилетку" "пойдут" депутаты нового созыва, на пятилетний срок встанет во главе области вновь избранный губернатор. Это специально прописано в принятом депутатами законе.
Какими еще новшествами обогатили законодатели Устав области, который должен обрести силу после подписания его губернатором и официальной публикации? Включен, например, пункт: "В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом области, изданным по предметам ведения области, действует нормативный правовой акт области". Так что, дорогие сограждане, не очень злоупотребляйте в разговоре с властью ссылками на верховенство федерального законодательства. Сначала уточните, имеет ли место быть "предмет ведения области".
Но если подобные законодательные новеллы без достаточной юридической подготовки не прочувствовать, то вот то, что касается выборов, тут большинство из нас прошло хорошую практическую школу. Нововведения в устав, похоже, готовы ее обогатить. Так, в 54-й статье можно прочесть, что 45 депутатов Законодательного собрания области будут избираться по одномандатным и многомандатным избирательным округам. Это может означать, что южноуральцы, "приписанные" к одномандатному округу, будут иметь на выборах депутатов Законодательного собрания один голос, а оказавшиеся в многомандатном округе - несколько голосов: по числу мандатов, приходящихся на данный округ. Вроде бы такое новшество в областных выборах должно облегчить нарезку округов. Но легко усмотреть в этом и "политику": округа-то нарезает власть, которая может прикинуть шансы желаемых кандидатов и политические симпатии населения отдельных территорий с тем, чтобы порадеть "своим", используя систему одномандатных и многомандатных округов. Как бы то ни было, депутаты вводят в устав возможность более усложненной модели выборов.
Из области "политики", на мой взгляд, и наделение губернатора инициативой по проведению референдума области, даже принимая во внимание оговорку, что она должна быть поддержана путем сбора подписей среди населения. (Трудно ли губернатору собрать подписи?). Кстати, аналогичную норму в законодательстве одного из субъектов Российской Федерации комментаторы федерального закона об основных гарантиях избирательных прав рассматривают как нарушение этого закона.
А вот наделение законодательной инициативой областной избирательной комиссии, по вопросам ее ведения, можно только приветствовать: в связи с усложнившимся избирательным законодательством слово профессионалов в этой отрасли дорогого стоит. Кстати, за это самое право законодательной инициативы безуспешно бился избирком еще прежнего состава, упоминания о праве законодательной инициативы нет и в недавно принятом законе об областной избирательной комиссии. С принятием новых уставных норм он будет дополнен.
Новации устава в отношении депутатского статуса можно проиллюстрировать на двух примерах. Дополнение статьи 56 пунктом о том, что "депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий", предоставит возможность одернуть иных зарывающихся депутатов с местным законом в руках. Что касается нового положения о помощниках депутата, выделения для них специального фонда оплаты труда, то остается порадоваться за помощников и надеяться, что эти бюджетные средства будут тратиться не только во благо избирателей-однопартийцев депутатов.
:Увы, сегодня трудно представить рядового гражданина, который бы вдруг заинтересовался Уставом области и прочел его. Мы привыкли реагировать на те или иные нормативные акты, когда вдруг обнаруживаем их действие на себе. В этой атмосфере наши законодатели, складывается впечатление, не очень обременяют себя предварительным советом с обществом, которому в качестве депутатов служат. Ну, разве что откомментируют уже принятый закон. Новая редакция основного закона области, похоже, не исключение. n