04-02-2000


"Гром небесный"

Живопись Валентина Качалова в "Галерее искусств"

Елена РАДЧЕНКО

Челябинск

У человека в жизни всего должно быть много - любви, впечатлений, встреч, путешествий. Картинка перед глазами все время должна меняться, даже если денег нет. Тем более, если их нет...

Можно любить "Ласковый май" - или кого там еще... Если не возникает желания плеснуть в лицо кумиру серной кислотой, любить можно кого угодно, это спасает от одиночества. А вот путешествия - в иные миры и страны - можно совершать, погружаясь в чужой художественный мир, частично присваивая его себе. За этот вид клептомании вас не будут преследовать, он благороден и освящен.

Загляните на выставку Валентина Качалова в "Галерею искусств" на проспекте Ленина в Челябинске. Понравится - можно остаться подольше или унести что-нибудь в своем сердце. Вход, кстати, бесплатный.

Знакомые экстрасенсы говорят: "Энергетика так и прет!" Уже ходили туда заряжаться, по-моему, раза три.

Чувственные дамы перед этими картинами млеют, отдаваясь воздействию столь очевидного мужского начала.

А старушка в платке, бог весть как сюда забредшая, я видела, украдкой перекрестилась...

Валентин Качалов может написать бытовой сюжет так, как будто бы во время работы он предстоял перед чем-то высшим. А может обнажить языческую подоплеку происходящего. "Поскреби христианина, найдешь язычника:"

"Гром небесный"-то видели?" - приглашающе кивнула мне знакомая искусствовед. Эта работа с подзаголовком "Памяти Н. Аникина" произвела на меня наиболее сильное впечатление. Маленькая грозовая туча с зигзагом молнии над головами братьев-художников и друзей, их лица - кто-то ушел в скорбь, а кто-то в себя, кто-то превратился в плач. Перед лицом смерти все равны, на похоронах каждый плачет по самом себе... Атрибуты русской жизни и нашего мифологического сознания: самовар, крынка, золотой петушок, элементы национального костюма - они становятся необходимыми, всплывают из подсознания, чтобы утешить, облегчить, стать участниками - в момент встречи с окончательным, самым главным событием человеческой жизни, которое нельзя ни перехитрить, ни отсрочить... Эта полнота трагического переживания - спасительна. Жизнь продолжится - завтра, в следующее мгновение, она будет всегда.

Говорят, искусство спасает, но в конце концов обманывает. Что ж, "обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад..." n