04-02-04
Ирина КРЕХОВА
Коркино
Музыканта, педагога и просто хорошего человека Юрия Васильевича Макарова в Коркино знают если не все, то очень многие. Да и за пределами шахтерского города: пять лет, с 1991-го по 1996 год, Макаров выступал в составе известного челябинского ансамбля "Трио гитаристов Урала", побывал во многих городах страны и за рубежом. Продолжить сценическую карьеру помешала травма, но Юрий Васильевич не отчаялся, ибо всегда знал: его главное призвание - педагогика. Сколько за 25 лет подготовил Макаров талантливых учеников - не считал. Он и сегодня продолжает делать это в Коркинской школе искусств. Заслуженный работник культуры России, уважаемый гражданин.
В прошлом году Макаров задумался о пенсии. Пришла пора заглянуть в трудовую книжку, подсчитать стаж, которого, казалось, хватало и для начисления "горняцкой" пенсии - путь к музыке лежал через работу на Коркинском разрезе, и для "учительской" - за 25 лет педагогического стажа. Увы, все только казалось. Вначале выяснилось, что по новому закону о пенсиях у Макарова не хватает нескольких лет "вредного" стажа - "выпали" учеба в профессиональном училище и служба в армии, хоть и машинистом экскаватора. Юрий Васильевич лишился первой из "запланированных" пенсий. Огорчился, но не очень: что толку горевать, если доработать стаж уже невозможно в связи с возрастом и состоянием здоровья.
Подходили сроки для начисления второй пенсии - за 25 лет педстажа. И тут выяснилось: попробуй получи, если твое бывшее место работы не значится в "инструкциях" Пенсионного фонда! Если бы знал Юрий Васильевич, чем это обернется, ни за что не уехал бы в начале 80-х годов в Крым в поисках солнца, тепла и, самое главное, жилья для большой семьи - у Макаровых пятеро детей. Но кто мог предположить, что потом не станет Советского Союза, Украина захочет самостийности, а в трудовой книжке российского гражданина "на память" сохранится запись: колхоз "Украина", преподаватель детской школы искусств с 18.03.1981 г. по 06.09.1985 г. Она-то и "мешает" начислению "педагогической" пенсии.
- Когда я впервые пришел с документами в Коркинское отделение Пенсионного фонда, - рассказывает Юрий Макаров, - юная барышня подняла удивленные глаза: "Разве в колхозах были школы искусств?!" Пришлось объяснять, что были и школы, и детские сады, еще много чего из социальной сферы - колхоз "Украина" был миллионером, мог себе это позволить. Меня предупредили сразу: будет сложно засчитать эти почти пять лет в педагогический стаж. Как? Почему? Я ведь не трактористом работал, делал то же самое, что до и после в Коркино, - учил детей музыке. Какая разница, где - в городе или селе? Оказывается, для начисления пенсии есть разница. Я ее ощутил на себе.
Еще до получения официального ответа из городского Пенсионного фонда Юрий Васильевич забил тревогу, видя, что и вторая пенсия уплывает из рук. А она ему ох как бы не помешала - двоих младших детей еще учить да учить! Обращался за помощью к влиятельным должностным лицам - поклонникам своего таланта. Те честно вникали в ситуацию и: разводили руками: "Дурной закон, старик, его не обойти - извини!" Что это за закон, по которому работа в муниципальной школе искусств в педагогический стаж засчитывается, а в колхозной - нет? Прочитав письменный отказ Макарову из городского Пенсионного фонда о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью "ввиду отсутствия требуемой выслуги лет", я обратилась туда за комментариями. Неужели депутаты Госдумы, принимавшие Закон "О трудовых пенсиях в РФ", поделили педагогов на "чистых" и "нечистых"?
Светлана Егорова, сотрудница Коркинского отделения Пенсионного фонда РФ:
- Депутаты ни при чем - в законе есть лишь общие положения о начислении пенсий. Вся детализация идет в списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.02, Макаров "попал в вилку" - его случай там не предусмотрен. Он работал не в муниципальном образовательном учреждении (тогда бы засчитались эти годы), а в колхозном. В правительственном списке колхозные детские учреждения, работа в которых учитывается при назначении "профессиональной" пенсии, перечислены поименно: детские сады и ясли есть, школ искусств - нет. Почему они, и не только они, "выпали" из списка - надо спросить у тех, кто его составлял. Мы вынуждены отказать Юрию Васильевичу в пенсии. Хотя по-человечески на его стороне. Но обойти постановление правительства не можем. У нас были похожие жалобы, несколько педагогов добились пенсий через суд. Есть в городе доктор, у которого "пропал" врачебный стаж в колхозном санатории (нет в правительственном списке такого учреждения), но он махнул рукой - не стал судиться. За годы моей работы в собесе, затем в Пенсионном фонде вижу третий "пенсионный список". Во всех такая особенность: выделены государственные и муниципальные учреждения, про остальные формы собственности - очень размыто.
Адвокат Валерий Межевич считает: главная загвоздка в том, что в России равенство перед законом всех форм собственности только продекларировано, но четко не прописано:
- Я удивляюсь одному: почему до сих пор никто не обратился в Конституционный суд? Правительство не имело права вводить пенсионные правила, ухудшающие положение граждан. Именно это сделано в последнем списке, составленном "с ноля", "без памяти" о трудовых реалиях СССР и РСФСР. Все зло для потенциальных пенсионеров - в этом документе. Но чтобы оспорить его, мы вынуждены будем вначале обратиться в суд на Пенсионный фонд.
К судебной тяжбе за тысячу пенсионных рублей в месяц Макарову нужно подготовиться морально и материально. Чтобы оплатить услуги адвоката, прочие судебные издержки, Юрий Васильевич готов продать любимую гитару - других "накоплений" нет, на зарплату педагога дай бог семью прокормить. Но инструмент жалко. Гитарист все еще надеется на справедливость и здравый смысл:
- Неужели я один такой по всей России? Не может быть! Всех детей - колхозных, городских - я учил и любил одинаково, почему сейчас за это меня лишают пенсии?
Кто ответит Юрию Макарову? Пока он ждет решения областного Пенсионного фонда. В наивной надежде, что в Челябинске как-то иначе смогут прочитать имеющий силу закона правительственный список, найти "лазейку" для начисления пенсии. Если нет - придется продавать гитару и ходить по судам. До Москвы далеко, "родное" правительство не слышит пострадавших от его крючкотворства.n