04-02-04


Модерновый особняк

Он останется как привет из ХХ века

Этот дом - достояние и достопримечательность Челябинска. Прекрасно, что он у нас случился. Да, он случаен. Его могло и не быть. Сколько замыслов не осуществилось? Много. А этот - овеществлен. Да, он, разумеется, эксклюзив, архитектурный каприз, выставочный экземпляр - только тем и ценен. А разве мы хотели бы жить в городе, которому нечего выставить, показать?

Я не знаю, чей это дом. Одни его называют особняком А. Бреслина, другие - особняком С. Данцигера. Есть сведения, что автором проекта был А. Федоров. История здания сама по себе - тема: кто строил, кто жил, кто служил... Почти без риска ошибиться можно, например, представить себе вечер, ярко освещенные окна дома, за окнами - семейный ужин или прием гостей... По крайней мере, то несомненно, что и в начале прошлого века окна этого дома сияли электрическим светом - первый в городе "электрозавод" находился через дорогу. Однако важнее всего то, что это строение принесло нам из прошлого, - его архитектура.

Архитектуру, как и живопись, надо рассматривать неторопливо, досконально, во всех подробностях. Так я и рассматривал этот дом, к чему приглашаю и читателей.

Дом стоит на углу. Северным фасадом он обращен к улице Труда, а западным - к улице Пушкина. Оба фасада сходятся к граненому угловому эркеру, который, может быть, почти ротонда. На эркер "надет" ребристый шлем купола с люкарнами (округлыми окошками) на четыре стороны. А над куполом - деревянный шпиль, резной, с шаром у основания. Особое внимание следует уделить ленточным зигзагам, которые как бы поддерживают шар: такой изгиб, напоминающий изгиб бича, нечто вроде автографа стиля модерн, которым в начале прошлого века увлекались архитекторы.

Теперь рассмотрим северный фасад. Здесь - портал, главный вход. Он утоплен между двумя пилястрами, которые на уровне карниза связывает пологая арка. На главном ризолите (вы-ступающей части стены) - "связка" трех окон, над карнизом - декоративная кровля, покрытая черепицей, а по гребню кровли - решетка, узор которой, заметим, тоже модерновый.

На западном фасаде еще один ризолит с тремя окнами, который завершает фигурный аттик (декоративная стена выше карниза). Здесь же запасный вход.

Особая статья - окна. То высокие, с арочным завершением, украшенные архивольтом (дугой над аркой, которая вроде лепной "брови" над "глазом" окна), то прямоугольные, узкие и широкие, а рамные переплеты самых разных, едва ли не витражных конструкций - с кривизной, округлые, круглые... Окна, они тоже из модерна.

Фасады щедро украшены. На стенах - всякая лепнина: гирлянды, растительные орнаменты, обручи, геометрические символы в виде трех параллельных или сходящихся линий, связанных кольцом или прямоугольным выступом, личины - женские лица между чем-то вроде развевающихся волос или крыльев.

Архитектор не стеснял себя и, кажется, не боялся "налепить" лишнего. Правда, он как будто и не переборщил, хотя строгий судья, наверное, нашел бы у него некоторые логические погрешности. Не сказать, что особняк, верный модерну, полностью избег симметрии, но все-таки повторения его не абсолютны.

Современным архитекторам ничего не стоит построить что-то "под старину". Это тоже вариант, если им не злоупотреблять, но настоящая цена дается только истинной старине. Таков дом в стиле модерн на углу улиц Труда и Пушкина, современная застройка которых, будем надеяться, пощадит его и отдаст потомкам как привет из двадцатого века.

Михаил ФОНОТОВ