04-02-98


Авария

Она выявила равнодушие чиновников и неуклюжесть органов, призванных защищать здоровье людей

Что произошло? По троицким меркам, ничего особенного. Ну, забило канализационную сеть, ну, вырвались фекальные стоки наружу, ну, потекли с горы прямиком в реку. Как раз в том месте, откуда питается питьевой водой пристанционный поселок города...

Сколько отбросов ушло в реку? А кто его знает! Говорят, что очень прилично, да только никто такую бухгалтерию не ведет, просто гадят в городской водоем и все. А горожане в эти моменты пьют помои. Так заведено в Троицке.

Сколько было подобных аварий? Никто не считал. Просто, не особо поспешая, с криками и препирательствами чинят сеть, чистят трубы. До следующего случая.

И на этот раз авария была проиграна все по тому же пресловутому сценарию. Сообщение о ней поступило в управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Троицка. Оперативный дежурный управления позвонил в местный "Водоканал", "Водоканал" - на Троицкий жировой комбинат: "Ваши сети - вы и устраняйте..."

Комбинатовцы заартачились: "Нет уж, увольте, это не наши сети, а - водоканальские..." Шум, гам, сутки разбирались. Выяснили, что виноват жиркомбинат, что сети все же его. А фекалии тем временем попадали в реку и водозабор, травили людей.

Через трое суток в штаб ГО и ЧС пришло сообщение из Карталинского отделения ЮУЖД. В нем говорилось, что питьевая вода, поступающая в железнодорожный поселок, сильно загрязнена и для питья не пригодна.

На третьи сутки после аварии оперативный дежурный центральной диспетчерской службы города по местному радио, наконец, объявил, что в сыром виде нельзя использовать воду, подаваемую в дома и водоразборные колонки пристанционного поселка.

Удивительно медленно и равнодушно раскручивался немалый местный аппарат, призванный контролировать и устранять подобные ситуации. Работник фильтровальной станции водозабора железнодорожного поселка О.И. Зуева наотрез отказалась говорить с корреспондентом о масштабах загрязнения питьевой воды, мотивируя это... "служебной тайной"(?).

Троицкий межрайонный государственный комитет по охране окружающей среды узнал о случившемся лишь на третьи сутки и, толком не определив истинного виновника, обратился к немедленным штрафным санкциям. Сложилось впечатление, что и служба санэпиднадзора Карталинского отделения линейной станции Троицк совершенно не владеет обстановкой. Истинные причины аварии и ее последствия она определила со значительным опозданием и, судя по всему, не собирается предавать их широкой общественной огласке.

Виновно ли местное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в равнодушном созерцании этого происшествия? Формально - нет. Как заявили его специалисты, их дело - чрезвычайные ситуации, а не аварии в канализационных сетях. Трудно согласиться с этим утверждением, ведь подобное происшествие может очень быстро обратиться в чрезвычайное. Выходит, если бы заразили полгорода, тогда можно было бы самоотверженно бороться с бедой, героизм проявлять. И возмущает даже не то, что троичане не увидели в данном случае каких-либо быстрых и продуктивных действий по предотвращению возможной беды. В журнале оперативного дежурного штаба ГО и ЧС, представьте себе, обнаружилась форменная неразбериха. Понадобились время и помощь нескольких специалистов, чтобы разобраться с записью об аварии, случившейся в тот злополучный день. Ну, и моральная сторона... Работники управления живут не в тридевятом царстве, даже, возможно, кто-то пьет воду из загрязненных колонок. Потому гражданское дело и для них должно оставаться гражданским. Впрочем, начальник этого управления полковник С.Ф. Пономарев от встречи с журналистом и беседы на эту тему просто уклонился. Это тоже позиция...

Анатолий СТОЛЯРОВ.

(Наш корр.).

г. Троицк.