04-02-98
Сразу оговорюсь: Игорь Лагунов - мастер еще не зрелый, ему есть что совершенствовать и шлифовать. Однако в лучших фотографиях Лагунов ошеломляет пронзительным чутьем на правду жизни. Впечатление после просмотра снимков такое, будто заново перечитал рассказы Шукшина. А снимки "Странник" и "Жили-были старик со старухой" могут служить иллюстрацией национального русского характера, столь глубоки и точны образы.
Но что есть "правда жизни"? Казалось бы, любая фотография фиксирует реальность и уже оттого правдива. Отнюдь. В искусстве правдой жизни считается осмысленная автором правда человеческих взаимоотношений, а мерой таланта и профессионализма - умение выразить эти взаимоотношения пером, кистью, объективом фотоаппарата. Бывает правда искусства мелкая, сиюминутная и крупная. Полагаю, снимки татуировок на спинах рецидивистов с их последующей шумной рекламой в заграничных изданиях - сенсация и не более, то есть правда мелкая. А вот снимок Лагунова "Концерт в поле" - правда крупная, ибо тема "отцов и детей" будет волновать человечество и через сто лет. Как выразительны спины механизаторов, как скромна поодаль стоящая учительница, организовавшая концерт детей в поле на радость отцам, пашущим от зари до зари. Хочется воскликнуть банальность: "На таких учителях и держится Россия..." Целый рассказ!
Работа сельского фотокорреспондента требует большой энергии, значит, и крепкого здоровья. Игорь Лагунов - мужественный человек. С помощью кардиохирургов он сумел преодолеть тяжелейший сердечный недуг. В период болезни и безденежья не опустился, не начал пить, а за несколько лет жесткой самодисциплины вернул себе прежнюю рабочую форму.
Душевная стойкость и природа дарования помогают фотографу Лагунову вести свою "народную" тему, несмотря ни на какие искушения. Читатель, далекий от фотоискусства, вряд ли представляет, какого труда требует хотя бы один удачный снимок на деревенскую тематику. Между тем спроса на художественные фотографии, отражающие быт села, нет. Всероссийские фотовыставки стали крайней редкостью. Не издаются, как раньше, фотоальбомы мастеров и любителей. На разворотах журналов - порнография, некрофилия, цинизм в любых масках, но не увидишь портрета той же сельской учительницы или кузнеца. И если в крупных городах области еще теплится прежняя атмосфера фотографического творчества, то в далеком степном селе, где живет Лагунов, единственный источник информации, он же и законодатель вкусов и художественный критик - телевизор. А по телевизору - таблетки, прокладки, снова голые рок-звезды, гомосексуалисты в павлиньих перьях, прибыльные шоу, политики с блудливыми глазами и ни слова сочувствия тому трудовому люду, который так упорно запечатлевает фотограф Лагунов.
Читатель может спросить: если нет спроса, нет должной творческой атмосферы, нет публичного выхода трудам, откуда же черпает Лагунов энергию созидания для своих великолепных гуманистических снимков? Не знаю. Хотя и дотошно расспрашивал его об этом. Возможно, впитанная в детстве красота действует как аккумулятор и генерирует потребность в творчестве вопреки обстоятельствам - все корни из детства.
Для того, чтобы состоялась продуктивная творческая личность, мало только дарования. Необходимо сочетание нужных дополнений: целеустремленный характер, трудолюбие, сильный интеллект, здоровье, хорошая профессиональная подготовка, спрос общества на твой труд, удачное местожительство, надежный тыл - семья и т.п. Отсутствие хотя бы одной предпосылки резко снижает шансы на успех. Именно поэтому творцы реальной высокохудожественной продукции встречаются гораздо реже, нежели просто талантливые люди, и представляют большую ценность для общества.
Фотохудожников, подобных Игорю Лагунову, в нашей области совсем немного, из них живут в сельских районах единицы. Спасибо им за летопись края...
Виктор ПЕТРОВ,
кинодраматург.
P.S. Фототему продолжает Владимир Богдановский в своих заметках на 5-й стр.