04-02-98


А по ночам тут ходят дивьи люди

Дивьи небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут не все, только те, у кого совесть чиста. Предвещают дивьи люди разные события, снимают боль-печаль.

Ну, конечно, если где и поселяет человеческая фантазия сказочных существ, так это в местах отдыха. Тут чаще рождаются сказания и легенды, необычные традиции и приметы. Видимо, так устроена наша психика: сбросив с плеч повседневные изматывающие заботы, мы рады оказаться в плену иллюзий, не стыдимся таких душевных порывов и поступков, какие никогда не проявятся в обычной обстановке. Мы начинаем верить в чудеса и любить. Но, возможно, вот тут - то, наконец, мы и становимся самими собой?

За пять лет своего существования оброс - в хорошем смысле слова - легендами, приметами и самый молодой в нашей области санаторий "Урал". Ничего подобного не слышал ранее ни в селе Хомутинино, недалеко от которого расположена здравница, ни в более отдаленных увельских деревнях. И вдруг - россыпь историй, поверий. Словно из ничего появились предметы поклонения. К деревьям, камням протоптались тропки отдыхающих...

С заместителем генерального директора санатория по культурно-массовой работе Галиной Ядревской мы ходили по этим зимним тропкам, и она рассказывала сами легенды и о том, как они создавались. Галина Николаевна это делает мастерски. Глядя в это время на ее красивое одухотворенное лицо, понимаешь, что она и сама истово верит в то, о чем рассказывает. А может быть, это ее профессиональный прием, так рассказывать. Потому что актриса, закончила училище имени М.С. Щепкина при Малом театре. Работала на сценах в Орле, Хабаровске, Семипалатинске, а уйдя из искусства, уже много лет преданно отдает себя культуре. Да, она и есть главный творец этих пока молодых легенд, притч, поверий и традиций. Главный, но не единоличный, потому что в творческом процессе участвуют и ее помощники, и сами отдыхающие. Челябинский историк, собиратель уральских сказов Лытиков прислал легенду об образовании озер. Кое-что услышала от местных бабушек. Некоторые традиции позаимствовала на Алтае, где жила и работала. Все собирается по крупицам, обрастает деталями, шлифуется "под фольклор". Пройдет десяток-другой лет, и никто не скажет, что все эти были-небыли придуманы в наши дни.

Дерево заветных желаний

На российских просторах, взбаламученных перестройкой и реформами, кипели страсти вокруг экстрасенсов, ясновидцев, доноров и вампиров - людях, животных и даже деревьях. Вспомнила житье на Алтае и местный обычай чтить и поклоняться священным деревьям, привязывать к ним тряпочки. От идей вампиризма отказалась, но сочинила, используя местные мотивы, трогательную и добрую легенду о казачке Ольге и казаке Петре. А затем и решила найти недалеко от санатория дерево, отвечающее задумке. Удачно помог в поиске председатель сельского кооператива "Альтернатива" Виталий Реутов. Он пробовал наладить сервисное обслуживание отдыхающих в санатории, чтобы катать на тройках с бубенцами, поэтому за идею ухватился, приехал с рабочими, техникой. Нашли дерево, проложили к нему дорогу, привязали на ветки разноцветные тряпочки. С сервисом не получилось, выгоды не оказалось. Но к "Дереву желаний", до которого сорок минут ходьбы, люди идут и идут. А вот, в сокращении, и сама легенда.

В старые годы стоял неподалеку от озера Дуванкуль казачий хутор. Жили в нем, души друг в друге не чаяли, казачка Ольга и вольный казак Петр, с двумя дочерьми. Вот как-то лето выдалось холодное, ненастное. Ольге немоглось - уж третьим ходила, - а Петру, вишь, в службу надо идти. Дисциплина у казаков строгая. Осталась Ольга с детьми одна. И раньше-то с зарей вставала, а тут и вовсе темно еще, а она уж то с тяпкой в поле, то с ведром к скотинушке, то за корзину - и в лес, по грибы-ягоды. И стала вдруг замечать: будто кто ей помогает. Войдет в лес - грибы дорожкой, ягоды отборно-крупные сами в корзину просятся. Выйдет в поле - дождичек уймется, войдет к корове - та вмиг молоко спустит. Соседи жалуются на плохое лето, а ей жалиться грех!

Надо вам сказать, младшенькой ее Дашеньке тогда только четвертый год шел. Старшую-то дочку Ольга с собой в помощницы брала, а Дашенька, стало быть, домовничала. Пол подметет, чашки вымоет, мать с сестрой ждет. Залезет, бывало, на дерево высоко, смотрит: не идут ли мать с сестрицею? Сидит на деревце, ленточку-тряпочку привязывает и приговаривает: "Деревце, милое, помоги моей матушке с сестрицею работу сделать да поскорей домой вернуться, а я тебе бантик завяжу, еще краше станешь!" Не успеет бант-то завязать, а уж матушка с сестрицею домой идут.

...Ольга-то сначала не поверила, а как закручинилась-затосковала о муже, тихонечко (дети спали) пошла к дереву. Привязала бантик и ну деревце молить: пусть Петр скорей вернется. И трех дней не прошло - вернулся казак домой!

...Слава о нем (дереве) по всей округе пошла. Только умные-то люди говорят: "Ты бантик на дереве завяжи и всем сердцем попроси дерево тебе помочь, а после - не забывай пораньше встать. Не ленись сам, а уж дерево тебе поможет, помощь пошлет. Будь уверен".

"Дерево любви"

А на следующую зиму рядом с "Уралом", метрах, может, в пятистах, появилось "Дерево любви". Так было дело.

- Приходят как-то ко мне отдыхающие, говорят: "А мы ходили к "Дереву любви!" - рассказывает Галина Николаевна. - Я их поправляю, мол, к "Дереву желаний"? "Нет, - отвечают, - к "Дереву любви". Пришла я с ними к этому дереву посмотреть, а оно уж и разноцветными тряпочками обвешано.

Удивительна фантазия природы! "Дерево любви" оказалось вековой сосной, раскидистой, с вершиной-шатром, поднявшимся над березами к теплому солнцу. А из основания корня сосны-великана выросла тонкая сосенка, жмется и льнет к основному стволу. Обхватил, сплел великан руками-сучьями тонкое дерево, не выпускает из тугих объятий.

- Пришла я из леса, и стали мы, культработники, книгами шелестеть, легенду сочинять, - делится секретом рождения легенды Галина Николаевна. - Так появилось предание о любви.

"Когда-то в этих местах кочевали башкирские племена, - говорится в легенде. - У одного из озер стоял со своими стадами хан Дуван. Как и полагается хану, было у него много жен, но одна из них - любимая. Души он в ней не чаял. Была она добра, нежна, красива, но здоровьем совсем слабая. И при родах умерла любимая жена, оставив хану дочку. Унаследовала дочь от матери и красоту, и кротость, и нрав, и, увы, здоровье. Печалится хан, глядя на любимую дочь. Лечат ее лучшие лекари, да все без толку.

А поблизости, полдня лошадиного скока, стояло на кочевье казахское племя. В одном из набегов одержал хан Дуван над казахами победу и взял их немало в полон".

А дальше в легенде рассказывается, что среди полоненных оказался молодой лекарь, ведающий секретами избавляться от жестоких недугов с помощью трав, целебных озерных вод и грязей. Ему и было строго наказано вылечить от страшной болезни ханскую дочь-красавицу. Ну и, как это принято в сказках да легендах, влюбились молодые люди друг в друга и решили бежать от ханского гнева.

"И вот, когда их шатер обступила темная ночь, - дальше повествуется в легенде, - услышали влюбленные конский топот и голос отца-хана. "О, Всевышний, сделай так, чтобы ни людская молва, ни отцовская воля нас не разлучили!" - взмолились влюбленные и в этот же миг превратились в два дерева.

Сколько времени с тех пор прошло - сказать трудно. Сменились многие поколения людей, кочевые племена уж из памяти выветрились. Но вот ведь что примечательно: времени вопреки на месте бывшего шатра влюбленных беглецов всегда стоят, крепко прижавшись друг к другу, два дерева. С годами и они стареют, но когда умирают, то спустя несколько лет из древесного тлена на этом же месте вновь вырастает сосна-великан, крепко держащая в объятиях тонкую сосенку".

Тихий снег неторопливо падает из серой небесной хмури, прячет до весны разбросанные вокруг "Дерева любви" мелкие денежные купюры. Бумажные дензнаки, свернутые в трубочки и сложенные в пакетики, выглядывают из глубоких трещин коры. С бичевы, опоясавшей "Дерево любви", тоскливо свисают разноцветные ленточки, тряпочки. Кто-то оставил носовой платок.

P.S.

Когда стрелки часов уходили за полночь и отключалось уличное освещение, я тихо подходил к окну и всматривался в лесную темень. Я ни во что не верю - ни в колдунов, ни в ведьм, ни в леших, ни в водяных, ни в прочие потусторонние силы, но, глядя в окно, ловлю себя на мысли, что думаю о скорее всего никогда не существовавших героях легенд. Мысленно хожу меж деревьев, подхожу к "Поляне незабудок". Сейчас тут глубокий снег, а летом она вся в цветах. Лежат на ней, в десятке метров друг от друга, серый и белый камни-валуны. На каждом высечены изречения: "Оставь здесь слезы твои," "Радость - особое лекарство." Есть и легенда, связанная с этими камнями. Минувшим летом приезжал сюда из Южноуральска священнослужитель отец Михаил и от "Поляны незабудок" остался в восторге. Как скоро получится, но задумано на этой поляне построить культовое сооружение, уже и название ему дали - "Часовня звучащей радости". И я все всматриваюсь в ночь: вдруг меж стылых и темных берез мелькнут тени дивьих людей? Не верю и жду, с удивлением ощущая себя малой частью иллюзорного мира.

Анатолий ЛЕТЯГИН.

Увельский район.