04-02-98
Профессиональный фотограф обязательно стремится к успеху, и нелепо его за это осуждать. Без признания снимков зрителем - областным, российским, международным - теряется сам смысл деятельности фотографа, особенно фотохудожника. Успех - это источник энергии (хотя и не единственный). Успех складывается из двух равноценных составляющих: мастерства фотографа и уровня вкуса массового зрителя.
Как в 70-80-е годы иные фотографы добивались успеха у зрителя? Они не копали "народные пласты", не "разрабатывали душу", а шли более легким путем: пользуясь тем, что зритель по разным причинам был отчужден от хорошей отечественной фотографии и тем более зарубежной классики, пересказывали на свой лад лучшие фотографии своих и зарубежных коллег. Плагиат оказывался гораздо скромнее оригиналов, но для непосвященной публики выглядел художественным открытием. Справедливости ради замечу, что сознательным плагиатом занимались немногие, пусть и очень именитые личности, поскольку копирование противоречит самому духу творчества, и мало-мальски талантливый человек, наоборот, мучается мыслью, как бы сделать снимок, не похожий на работы коллег.
Но фотографический зритель - вторая половинка успеха, помните? - стремился улучшить свой вкус, и, когда в конце 80-х годов в Челябинске начали демонстрироваться зарубежные выставки, очереди на них образовывались как за хлебом в войну. Затем, в начале 90-х, произошел сущий информационный взрыв: появились великолепная фотореклама, видеоклипы, журналы "Космополитен", "Плейбой", "Елле", в магазинах - дивные по дизайнерскому исполнению предметы быта и т.д.
В кратчайшие годы эстетический вкус зрителя (работодателя!) возрос так высоко, что загнал в тупик недоумения и подражателей, и талантливых фотографов. Ситуация огорчительная для большинства еще и тем, что прежде в фотографической среде, как и во всякой касте, культивировалась завышенная самооценка собственных возможностей: мол, я - творец красоты, а зритель - середняк, не всегда понимающий мастера... Теперь же абсолютно недостаточно уговорить красивую девушку раздеться, чтобы ее портрет занял почетное место на выставке.
Более того, современное телевидение перечеркнуло и все тематические усилия фотографов, лишив их права на известную палочку-выручалочку - сенсацию.
Итак, фотографы, профессионалы и любители, наказаны равнодушием общества. За игнорирование мировых фотографических достижений, за недооценку главного заказчика - зрителя, в конце концов, за нежелание масштабно мыслить в контексте других видов искусства, культуре в целом, экономике, политике. Конечно, негативную роль сыграли и запретительные табу прежней политической системы, но гораздо полезнее адресовать упреки самим себе...
Что же делать? Навсегда зачехлить фотоаппараты? Ни в коем случае. В техническом и эстетическом аспекте путь для самосовершенствования ясен - учиться, учиться и еще раз учиться у мировых лидеров фотографии. Информации сейчас предостаточно. Техника - любая на выбор.
Гораздо труднее ответить на основной вопрос: что фотографировать? Какая тема принесет успех у измученного нервными встрясками зрителя?
Поделюсь на этот счет сугубо личным мнением, не настаивая на правоте. На сегодня остро не хватает талантливых фотографий, рассказов, живописных полотен и кинокартин с ясной гражданской позицией. Деятели искусства приняли кризис официальной идеологии за мировоззренческий кризис самого народа и стреляют залпами формализма по "пустым площадям". На деле же базовые народные ценности не исчезали и исчезнуть не могут. Такие, например, как мир, труд, хлеб, национальные святыни, уважение к родителям, любовь к детям, тревога за судьбу страны... И настоящего успеха добьется лишь тот из фотографов, кто научится отражать эти ценности на высоком художественном уровне.
Как человек, родившийся и выросший в деревне, я знаю, что самое трудное и честное дело - это работа на земле, которую ничем нельзя подменить или заменить. "Люди на земле" - главная тема всех снимков Игоря Лагунова, фотокорреспондента газеты "Степные зори" из райцентра Чесма. Не случайно на собрании фотоклуба "Каменный пояс" тема "Люди на земле" коллективным мнением жюри была признана лучшей.
Владимир БОГДАНОВСКИЙ,
председатель Челябинского отделения Союза фотохудожников России, председатель областного фотоклуба "Каменный пояс".