04-02-98
Шестой уже год "низы" борются против реформы. С тех пор, как принят Закон "Об образовании", в котором названы основные ее идеи. Правительство давит. Навязывает учебным учреждениям коммерческую деятельность, хозяйственную самостоятельность, аттестацию, аккредитацию и прочее. Педагоги сопротивляются. "Отдайте деньги, какие положены образованию. Платите регулярно зарплату и повышайте ее по мере роста инфляции. А ваши изыски нам не нужны!" - такова позиция рядовых "сеятелей разумного, доброго, вечного".
Новую концепцию очередного этапа реформирования, подготовленную правительственной комиссией, участники парламентских слушаний в Москве встретили тоже с явным раздражением.
По методу то ли Лысенко, то ли Мичурина
Одна из выступающих назвала концепцию не без сарказма "очередным литературным опусом". Другой - "воплощением бюрократического восторга". Но самое образное сравнение дал ей третий докладчик. "Это горький, несъедобный плод, выведенный по методу то ли Лысенко, то ли Мичурина. Общественность его проглатывать не хочет". И был по-своему прав. Плод присутствующим, и это было очевидно, не нравился. "Концепция плохая. Ее можно не обсуждать, а только осуждать",- дружно высказывали мнение выступающие.
Что же так рассердило людей в документе? Прежде всего, как я думаю, фальшь красивых слов. На ложь у людей сегодня, как известно, аллергия. Чтобы доказать, что это так, хочу процитировать выступление учительницы из Омска С.О.Зензиной.
Все хорошо, прекрасная маркиза!
"Прежде чем браться за новый этап реформирования, нужно завершить предыдущий, подвести итоги,- логично рассуждала Светлана Олеговна. - Мы подводим итоги фразой:"Все хорошо, прекрасная маркиза!" Говорим при этом про демократизацию, отход от тоталитаризма. Полноте, господа! Где вы видите демократизацию? Еще никогда на учителя так не давило вышестоящее начальство, как сегодня. За участие в забастовках и борьбу за свои права, например. Еще никогда учитель не был так унижен, как сегодня. Еще никогда не было таких невыносимых условий труда и полного отсутствия условий для отдыха. Так подведите же итоги честно, глядя правде в глаза. Скажите о резком снижении материально-технической базы наших учебных заведений, плохом питании учителей и школьников, падении жизненного уровня, росте заболеваемости и т.д. Если не можете это признать или не хотите, уйдите. Мы не обидимся.
Нам предлагают, якобы заботясь о нашем здоровье и здоровье учеников, снизить учебную нагрузку. Побойтесь Бога, господа! Не там ищите... Если вы на самом деле хотите позаботиться о нашем здоровье, верните нам нормальную жизнь, достойную зарплату. Верните бесплатное здравоохранение, санатории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря. Нам не нужны Гаваи и Канары. Верните нам наши родные, отечественные здравницы!
"Умиляют" и такие строки в концепции:"Сосредоточить воспитание... на гуманистических, социальнозначимых ценностях и образцах гражданского поведения". Да ведь образцами этими давно уже стали преступления, заказные убийства, коррупция, взяточничество, ложь, грабеж, предательство. Сегодня в России торгуют всем: кто тряпьем, кто телом, кто жизнью человеческой, кто талантом, кто Родиной, кто совестью. Единственный образец и ориентир - это деньги. Вспомните высказывание ранее уважаемого артиста Михаила Боярского:"Я за деньги готов презерватив на голову надеть". Вот он каков сегодня образец гражданского поведения!"
... Кстати, в Омской области идет сбор подписей (собрано, со слов С.О. Зензиной, уже более 20 тысяч) против проведения реформы в таком варианте.
Приучилась не есть лошаденка, да сдохла
И все же фальшь не столь великий грех, чтобы ее не простили. Не принимают реформу главным образом по другой причине. Всякая реформа требует денег. Концепция, к примеру, предлагает провести пять экспериментов, два конкурса, создать два фонда. Представляете, сколько потребуется чиновников? Плюс к этому - новое поколение учебников, техническое переоснащение и многое другое. В проекте же бюджета на 1998 год средств на реформу образования не предусмотрено. Более того, расходы на образование уменьшили на 2,2 триллиона рублей по сравнению с 1997 годом. А ведь в программе действий президента на 1996-2000 годы "Человек, семья, общество, государство" записано: "Не допустить снижения уровня финансирования на образование". И все же снизили. Повышать же качество образования и сокращать одновременно расходы на него - все равно, что уподобиться Ивану, который приучал свою лошаденку не есть. Совсем уж было привыкла бедолага обходиться без пищи, да сдохла. "Реформа без денег - вещь невозможная, квадратура круга",- говорили участники слушаний. Но реформаторы думают иначе. Быть или не быть реформе - для них вопрос риторический. Как же не быть, если об этом в первую очередь думают в любой стране, претендующей на политическое и экономическое влияние в мире. Оно и понятно. Ведь образование - это создание ресурсов для будущего. А что денег нет, так этот факт, похоже, не очень расстраивает. Ведь наш народ давно уже привык задарма работать. Самое парадоксальное, что "квадратура круга", невозможная во всяком нормальном мире, в российской педагогике, как ни странно, вещь реальная. А доказательство того - реформа уже пошла и без денег. Хотя бы в нашей области. Слушала я разработчиков концепции и с удивлением отмечала, что практика наших учебных учреждений опережает многие предложения уже на четыре-пять лет. Многие давно уже стали юридическими лицами. Используют у нас и арендные отношения, чтобы разжиться своей копеечкой, и т.д. Так же идет реформа в Ярославской, Московской, Нижегородской областях. Но будет ли она развиваться дальше? Самое печальное, что Закон "Об образовании", с которого и начались все эти нововведения, разработали совсем под другие деньги. Расходы на образование должны были составить не ниже 10 процентов национального дохода. Сегодня они - уже менее двух. Вот и подумаешь, до реформы ли бедному образованию. Не до жиру ему, быть бы живу. Но правительство знай погоняет: "Даешь реформу!"
Только за чей счет? На чьем пузе хотят вытащить Россию в передовые? Участники парламентских слушаний уже догадались, кто станет главной движущей силой в том процессе.
Тяжела ты, шапка Мономаха!
Народ у нас тертый, поэтому читает не только написанное, но и то, что между строк и даже что за ними. Воспитанный в свое время на эзоповом языке, он прекрасно понимает, что есть объявленные цели и есть другие, про которые вслух не говорят.
Изучив концепцию, люди легко вычислили скрытые намерения реформаторов: переложить заботу и ответственность за образование с плеч федеральной власти на региональную, местную власть, на негосударственные учреждения, частных лиц и родителей учащихся. А этот шаг, что подтверждали выступления компетентных лиц, противоречит и российским традициям, и действующему законодательству, и международному опыту.
С трибуны горячо говорили о том, что под видом реформы без финансирования правительство "делает ход конем" для того, чтобы не центральная власть, а на местах принимали непопулярные решения о закрытии, объединении, укрупнении и т.п. учебных учреждений. Кстати говоря, по мнению докладчика О.Н.Смолина, обучать студентов в крупных вузах дороже, нежели в маленьких. И если американцы предпочитают крупные вузы, так это потому, что у них нет общенационального образовательного стандарта, а стало быть, качество образования приходится контролировать. Организовать же контроль проще в крупных вузах.
Региональные бюджеты бедны. Родители не получают зарплату. Преприятия не могут платить за обучение, потому что не работают. Получается, что расходы по содержанию системы образования взять на себя некому.
Но, может быть, говорить о "пожаре в нашем общероссийском доме" все же преждевременно. Проект предусматривает передачу на региональное и местное финансирование пока только части вузов и профучилищ. Но симптом, однако, тревожный.
Что день грядущий нам готовит?
Как коснутся грядущие перемены семьи и учащихся? Читателям, вероятно, будет интересно узнать о планируемом переходе на 12-летнее обучение в школах. Но состоится ли он? У участников слушаний на этот счет есть большие сомнения. Ведь такой шаг потребует опять же немалых финансовых затрат. Поэтому 12-летнее обучение может оказаться просто популистской идеей. Гораздо отчетливее просматривается другая перспектива, в связи с которой хочется сказать:"Готовьте-ка свои кошельки, мамы и папы". Уже сегодня есть примеры непрямого перехода на всеобщую частичную оплату за обучение. А при нынешней практике федерального финансирования, о которой нас известили на слушаниях, такое может случиться запросто. Все происходит так. Минфин выделяет определенную сумму на образование, из которой предлагает рассчитать нормативы. "Вот тебе, милый, три рубля и ни в чем себе не отказывай". И этих трех рублей, конечно же, не хватит на все - на свет, тепло, учебники и т.д. Стало быть, следующий логичный шаг - предложить оплатить расходы, не вошедшие в норматив, родителям. Вот и реальный путь к введению всеобщей частичной платности. Кстати говоря, на слушаниях уже звучали предложения вернуть долги вузов по коммунальным расходам за счет студентов. Уменьшится, согласно проекту, и число стипендий, хотя размер вырастет. Стипендия студентов из малообеспеченных семей, проживающих в общежитии, составит 2/3 прожиточного минимума, у остальных малообеспеченных - 1/2. Правда, одновременно резко вырастет плата за общежитие. Так что малообеспеченные студенты приобретут немногое, но студенчество в целом, безусловно, проиграет.
В целом же можно сказать, что права на образование студентов с высокими доходами будут защищены еще лучше, а с низкими - еще хуже. Конституционное же право на всеобщее бесплатное образование реализовано, получается, не будет. Как видно, пора менять Конституцию.
Собака лает - караван идет
Всем известно, что бороться с сильным - плевать против ветра. Правительство хочет реформы, и оно ее проведет. Концепция очередного этапа - это социально-экономический механизм, позволяющий встроить образование в новую ситуацию. Изменилось государственно-политическое устройство, отношение к собственности, положение регионов в государстве и многое другое. Система образования должна адаптироваться к этим условиям. Так что стоит ли спорить и возмущаться? Собака лает, а караван идет.
Участники парламентских слушаний пришли к выводу, что стоит. С трибуны прозвучало страстное выступление, смысл которого сводился к призыву: "Педагоги всей России, объединяйтесь!" И в этом есть, вероятно, резон. Сегодня в сфере образования занято более 40 миллионов россиян. Сила мощная. Не случайно правительство заявило, что не примет никаких решительных шагов, не посоветовавшись с общественностью.
Уже сейчас, опираясь на мнение рядовых педагогов, удалось отстоять право на бесплатное образование. Не прошла идея прямого введения всеобщей частичной платности в размере 20 процентов от стоимости обучения (в одном из проектов такая идея была). Поэтому есть смысл побороться за сохранение того, что уберечь еще можно. Комитет по образованию и науке Государственной Думы решил провести всероссийское обсуждение предложенной концепции с тем, чтобы окончательные решения принять на съезде работников образования. Так что у педагогов, да и у родителей еще есть возможность высказать свое мнение. В частности, по таким вопросам:
- Приемлем ли для вас принцип финансирования "Деньги - за учеником"?
- Нужно ли по вашему мнению переводить финансирование ПУ, техникумов и части вузов на региональные и местные бюджеты, проводить укрупнение, объединение?
- Стоит ли затевать перевод школ на 12-летнее обучение?
- В каких границах расширять платное образование, особенно в государственных образовательных учреждениях и, в частности, узаконивать денежные сборы с родителей?
Думайте, решайте. Последняя точка еще не поставлена.
Свое мнение вы сможете высказать на депутатских слушаниях, которые планирует провести Челябинское Законодательное собрание.
Светлана ЖУРАВЛЕВА.
Москва-Челябинск.