04-03-03
Сергей БЛИНОВСКИХ, Челябинск
Вчера в стенах администрации Челябинска в присутствии полутора десятков журналистов разразился скандал. Произошло это в начале еженедельного аппаратного совещания, на которое приглашаются все заместители градоначальника и пресса. Глава города Вячеслав Тарасов недвусмысленным жестом указал своему заместителю по социальной сфере на дверь. Т. Харисова покинула кабинет, и "социальные вопросы" до конца аппаратного больше не поднимались.
Слухи о том, что Татьяне Харисовой предложено написать заявление по собственному желанию, появились не вчера. Должностные лица городской администрации в неофициальных беседах намекали на некие политические мотивы. Эксперты высказывали предположения о том, что "коррупционный" скандал с участием мэра и городского прокурора завершится поисками "стрелочника" и кадровыми перестановками. Минувший понедельник не оставил сомнений в том, что мэр не желает больше видеть Харисову в числе своих ближайших соратников.
Вчера Харисова была недоступна для журналистов. Вскоре после совещания она заявила, что будет готова дать официальные разъяснения только в среду, когда намерена положить на стол заявление об увольнении. Телефон вице-мэра в течение всего дня не отвечал.
Компетентный источник в администрации Челябинской области вчера же заявил, что Харисову отправляют в отставку по подозрению в политической неблагонадежности.
По данным источника, примерно три недели назад Вячеслав Тарасов в категоричной форме обвинил своего зама в том, что она "играет в команде" основного политического оппонента и критика челябинского мэра - первого вице-губернатора Андрея Косилова. После подозрений в двурушничестве и последовало предложение "уйти по-хорошему". Если предположения наших экспертов близки к истине, то Вячеслав Тарасов довольно сурово расправляется с одним из своих давних соратников (в должности вице-мэра Харисова работает с конца 1995-го, дольше, чем большинство нынешних заместителей главы города).
Известно, что Тарасов очень болезненно переживал конфликт с участием городского прокурора Сергея Давыдова и предпринимателя Артура Никитина. Напомним, что прокурор фактически обвинил главу города в коррупции и лоббировании интересов "родственных" коммерсантов. Никитин ответил примерно в том же духе. Косилова общественное мнение на этом фоне восприняло как "тайного дирижера" конфликта и наиболее вероятного и сильного конкурента Тарасова на выборах челябинского мэра в 2004 году. Косилов активно комментировал ситуацию в прессе. Тарасов больше отмалчивался, однако, как выясняется, прощать мнимых и явных врагов не собирался. Судя по последним событиям, роль "пятой колонны" была отведена Харисовой.
Отношения мэра и его зама по социальной сфере и ранее не были безоблачными. Он не раз публично критиковал ее и даже официально объявлял выговоры. В то же время в значительной мере именно Татьяне Харисовой Тарасов был обязан своим политическим благополучием. При всей скудости городского бюджета социальные программы, которые курировала Татьяна Леонидовна, худо-бедно, но выполнялись, что обеспечивало мэру высокий рейтинг.
Любопытно, что именно Харисову многие и сегодня воспринимают как оппонента первого вице-губернатора Косилова, который, кстати, в числе прочих вопросов курирует в областном правительстве "социалку". Около полутора лет назад именно Харисова критиковала стремление Косилова поставить все муниципальные аптеки под контроль областного аптечного склада. Городские власти настаивали на том, что для муниципальных аптек сотрудничество со сторонними оптовыми поставщиками лекарств гораздо выгоднее. В разгар аптечного конфликта Харисова вдруг умерила критику в адрес областных властей и реформаторских идей Косилова.
Возможно, именно тогда между ней и челябинским градоначальником и пробежала черная кошка. n