04-03-03


Проблемы Миасса "уралом" не вывезти

Генеральный директор автозавода - об оптимизации численности и многом другом

4 февраля "Челябинский рабочий" опубликовал материал о сегодняшнем дне градообразующего предприятия Миасса. В нем было высказано предположение о похолодании отношений между администрацией завода и городскими властями. Прокомментировать создавшееся положение согласился генеральный директор АЗ "Урал" Владимир Новик.

- Владимир Леонидович, вы озвучили цифру - 2,5 тысячи рабочих мест завод недосчитается к концу года. На это довольно нервно отреагировал городской Совет депутатов, все вылилось в публичную дискуссию на сессии и нашло свое отражение в прессе. Сейчас позиции сближаются?

- Я бы разделил проблему на две части. Первое, что озаботило депутатов, - это возможное снижение налоговых отчислений. Народные избранники считают: если рабочих будет меньше, значит, и денег в бюджете недосчитаемся. Но мы сразу определились - фонд оплаты труда не только останется на прежнем уровне, он еще и возрастет за счет внутренних резервов. Мы уже работаем по такой схеме: заработная плата увольняющегося с предприятия перераспределяется среди его коллег. В итоге в этом году бюджет получит больше денег, чем в прошлом. Если кто-то из депутатов до сих пор сомневается, пусть обратится к нам, мы докажем с цифрами в руках, что никакого ущерба городу не наносим.

Второе - это занятость населения. Здесь наша позиция жесткая. Оптимизация будет проходить строго в рамках закона. Сокращено будет не более 500 человек за год. Основное снижение численности - за счет самостоятельно уволившихся с предприятия и ограничения приема. Надеюсь, депутаты не будут спорить, что со времен отмены крепостного права любой человек может покинуть то место работы, которое его чем-то не устраивает. Не вызывает вопросов и наше право принимать на завод лишь тех, в ком испытываем необходимость.

А в отношении занятости миасцев городскому Совету давно следовало бы задаться вопросом: а что мы можем сделать, чтобы увеличить количество рабочих мест в городе, улучшить инвестиционный климат, помочь предприимчивым людям создать свое дело? Надо дать возможность Миассу реализовать свой экономический потенциал. Правда, над этой проблемой следует голову поломать, что-то сделать.

Понимаете, всегда проще говорить: АЗ "Урал" - градообразующее предприятие, с него и спрос. А ведь в городе трудится 80 тысяч человек, десятки предприятий. Не секрет, что во многих частных фирмах зарплата меньше двух тысяч. Вы в это верите? Да все рабочие давно бы ушли оттуда. Вот где бюджет реальные деньги теряет.

- Так сложилось исторически, что с автозавода всегда спрос больше. Ваша команда собирается этот стереотип поломать?

- Другое надо ломать. Более шести миллионов в год мы отдаем на городской транспорт. Нам говорят: "Не будете помогать, встанут и автобусы, и троллейбусы". Я планирую, выделяю деньги и совершенно не понимаю - куда и на что? Рационально ли они расходуются? По средствам ли живет транспортное предприятие? Или, может быть, там тоже следует посмотреть структуру, штатное расписание, попробовать жить самостоятельно.

Мы не меценаты. Не может завод и город "прикармливать", и переизбыток работников содержать только из соображений благотворительности. Чтобы главное предприятие города благополучно развивалось, приходится руководствоваться принципами экономической целесообразности. К тому же инвесторы строго спрашивают результат, и правильно делают.

Так не бывает, чтобы весь мир шел вперед, вырабатывались новые требования и подходы, а отдельно взятый завод стоял на месте. Вот смотрите, почти на 20 тысяч сотрудников у нас только 3963 человека реально что-то создают, трудятся в основных производствах. Воистину, один работает, трое смотрят. У нас почти четыре тысячи ремонтников, по западным меркам такого количества хватит на то, чтобы обслуживать Челябинск со всеми его предприятиями. У нас 500 руководителей высшего и среднего звена - их на пять заводов много будет.

Так что, предъявляя нам претензии по поводу оптимизации, наши оппоненты обнаруживают непонимание экономических законов.

- Тем не менее ограничение приема на завод не коснулось высококвалифицированных специалистов. Их не хватает?

- Их всегда не хватает. Везде востребованы просто честные и трудолюбивые. У нас за год происходит более десяти тысяч случаев нарушения пропускного режима. Три тысячи человек задержаны в нетрезвом виде. Если не начать избавляться от таких кадров, что мы с ними произведем? А воровство?! Две с половиной тысячи "несунов" задержано в прошлом году. Конечно, люди, которые не хотят работать, с заводом распрощаются. Нужно менять отношение к труду, нужно, чтобы человек дорожил своим рабочим местом, следует формировать корпоративную культуру.

Мы со своей стороны все делаем, чтобы рабочее место выглядело привлекательным. В прошлом году производительность труда выросла на 9 процентов, а реальный доход автозаводцев - на 28,5 процента. Так не должно быть, но мы сознательно пошли на это и понесли 359 миллионов рублей дополнительных расходов. Почти бюджет Миасса.

- Может быть, неактивно участвуете в городских социальных программах?

- Вот уже два года по 20 миллионов мы выделяем городу безвозмездно, на транспорт - по шесть, и это далеко не все. В этом году на школы 500 тысяч рублей запланировано, на детский дом - 550 тысяч. Миллион даем на городскую футбольную команду. Пусть мне покажут, кто еще в пересчете на одного работника столько городу выделяет.

- Наверное, стоит все это обсуждать. Работал же совет руководителей при мэре, где удобно было договариваться.

- Это недееспособное собрание. Меня пригласили туда в октябре 2001 года, я попросил устав, программу, планы. Внес свои предложения. С тех пор - тишина.

Смотрите: когда городу выгодно, мы предприятие градообразующее. А в совете: один руководитель - один голос. Так не бывает, чтобы девять человек, у которых работает тысяча, диктовали автозаводу, что делать. Вот мы сейчас строим три дома для своих работников. Нам говорят - дайте 150 миллионов на подстанцию "Город-2", на теплоузел. И сколько у меня тогда квартира будет стоить? Да я сам все эти дома запитаю и котельную свою построю.

Участвовать в жизни города нужно, но должен быть баланс интересов. Нельзя на автозавод взваливать все проблемы.

- Крупный бизнес - это уже политика. И все же: вы намерены напрямую участвовать в предвыборной кампании, кого-то поддерживать?

- Без завода выборы не обойдутся, и мы намерены свою точку зрения обозначить. Насчет кандидата в Государственную Думу я свое мнение РусПромАвто уже изложил, жду ответа. Нам нужен такой депутат, который бы помогал отстаивать интересы предприятия в московских коридорах власти.

- А выборы в органы местного самоуправления?

- То же самое. Хотелось бы, чтобы в горсовете было более 50 процентов депутатов от автозавода. Никакого лоббирования своих интересов в этом нет, просто есть потребность, чтобы завод как крупнейший налогоплательщик был достойно представлен в местном самоуправлении. И мы могли бы влиять на разумное распределение наших же денег. Сейчас предъявляем к своим менеджерам очень жесткие требования, создаем уникальную команду управленцев - они могли бы здорово помочь Миассу, заседая в Совете.

Просто пришла пора научиться считать деньги.

Беседовал Сергей ЛИХАЧЕВ