04-03-98
Прямо у дороги, под раскидистым кустом тальника, замерли темные комочки. На свежевыпавшем снеге они отчетливо видны - выводок серых куропаток. С холодным рассветом курочки питались ивовыми почками, а сейчас, услышав шум мотора, затаились, вжавшись в рыхлый снег.
Впервые серых куропаток на этом обжитом людьми месте я увидел, когда мне было лет шестнадцать. За эти несколько десятков лет тут много чего происходило плохого и даже экстремального для диких птиц: большую территорию вековых гнездовий и кормежки засыпали горной угольной породой, заняли карьером с вечно гудящими машинами, распахали под посевы, а затем методично травили землю, всходы и зерно химикатами. Одним было хорошо для птиц - навсегда ушли отсюда лисы, меньше стало хищных птиц и редко проходили охотники-любители. Приспособились, выжили куропатки.
А последние годы, ознаменовавшиеся разрухой сельского хозяйства, для дикой природы стали совсем благодатными. Почти полностью перестали применять на полях минеральные удобрения и химобработку сорняков, хуже стали убирать созревший урожай, оставляя часть его на полях, а многие фермерские наделы вообще превратились в тучные пастбища и надежные укрытия от врагов. Понемногу, как бы с оглядкой на человека, дикое зверье и птица начали восстанавливать свои популяции, занимая привычный ареал обитания.
- Несколько дней назад мы закончили подсчет диких животных на своей территории, сейчас обрабатываем данные, - говорит заместитель председателя Увельского объединенного охотхозяйства и рыболовства Б. Сафонов. - Определенно могу сказать, что поголовье серой куропатки увеличилось на 50 процентов. Заметно больше стало тетеревов.
- Борис Михайлович, в Южноуральском городском парке я не раз видел белок, а как в диком лесу?
- В 1996 году в Шлыковском бору мы насчитали 50 белок. Сейчас - вдвое больше. Оживают наши леса и степи! Конечно, свою роль тут сыграли обедневшие сельские хозяйства, но не только это. Организованнее и лучше стали работать в охотхозяйстве.
Лесостепь Увельского района - идеальное место для жизни косуль. На эту особенность обратил внимание увельчан профессор Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН А. Данилкин. По его рекомендациям заметно увеличили косулье поголовье охотхозяйства Курганской области. Приезжал профессор и в Увельский район, свозили его на Мордвиновский, Кичкибасский охотничьи участки, где традиционно обитали копытные. Прислушались к советам ученого.
Все разумное и полезное, как всегда, оказалось бесхитростным и простым. Многие годы на период зимовки диким копытным охотхозяйства заготавливали сено и сухие березовые веники. Это считалось передовым опытом, о чем не раз писали в специальном журнале. Оказалось, что не так и полезен этот опыт. Даже в зимнюю бескормицу.
- Этот корм полностью обезвожен, - делится частью профессорского совета Б. Сафонов, - поэтому пользы от такой подкормки было мало, животные даже погибали.
В прошлом году на участках, где собираются табунки косуль, посеяли рапс - высокобелковую сочную культуру. Так же вместо сена и веников завезли на эти участки и разделили на бурты обмолоченные корзинки подсолнечника. Второй год, как в охотугодьях сеют озимые. Руководители местных сельских хозяйств ни в чем не отказали охотхозяйству, помогли. Результат, можно сказать, ошеломляющий. По сравнению с 1996 годом поголовье косуль в охотхозяйстве увеличилось на 15-20 процентов. В отдельных стадах, кормящихся рапсом и подсолнечником, егеря насчитывали до 70 животных. Многоснежная зима пригнала косуль на богатые корма и из соседнего, видимо, менее кормного, Троицкого района. Кстати, профессор А. Данилкин, изучив природные условия Увельского района, высказал мысль, даже рекомендовал создать здесь базовое хозяйство по восстановлению поголовья косуль.
Почему бы нет, считают в объединенном охотхозяйстве. Дело ведь не только в природных условиях. В последние годы положительную роль стал играть и другой фактор. Появились более заботливые, чем раньше, арендаторы: Увельский комбинат хлебопродуктов "Злак", Южноуральская ГРЭС, завод "Кристалл", АО "Южноуральскмежрайгаз" и другие. Взяв в аренду охотничьи угодья, они и заботливее стали к ним относиться. Природа, естественно, откликается на заботу. Вот характерный пример.
Где-то в начале 90-х годов появились в лесах Увельского района кабаны - зверь для этих мест просто экзотический. Возможно, очень давно район и был ареалом его обитания, но затем о нем здесь попросту забыли. Вепря-мигранта не тронули, сохранили, и он тут, судя по всему, хорошо прижился. Сейчас зимуют около двадцати кабанов - четыре семьи. И неплохо себя чувствуют: с осени завезли кабанам два "КамАЗа" картошки и в достатке зерноотходов. Подкармливаться, когда наступят трескучие морозы, а естественного корма станет меньше.
Хуже с лосями. Когда-то их здесь было немало. Во время поездок по району не раз встречал этих лесных великанов. Одного из них даже звали по имени - Яшка. Выбили красавцев браконьеры, а больше - как бы на законных основаниях: слишком много выдавали лицензий на отстрел. Но и тут появилась надежда, пришли две пары лосей, которых стараются сберечь. Опасаться-то есть причина. Немало еще людей так и норовят - и удается - воровски отстрелять тех же косуль. Тем более, что современный браконьер пешком не ходит, а ездит на вездеходе, а в руках у него теперь нарезное оружие. Время от времени егеря с тревогой передают: над местами обитания косуль вновь кружил вертолет. Стреляли...
Хрупка и беззащитна природа, но если с ней жить в ладу, она отзывается.
Анатолий ЛЕТЯГИН.
(Наш корр.).
Увельский район.