04-04-01
Мы все пытаемся приспособиться к новым реалиям жизни. Как это делать, в экономических вузах, к сожалению, не учат, хотя есть десятки определений понятия "адаптация". В некоторых науках, в первую очередь в генетике, очень четко проработан ее механизм - перезаписи генетической памяти в новых условиях. То есть когда мы используем только тот прошлый опыт, который помогает приспособиться к переменам, "попасть" в элемент среды. В экономической же науке пока нет достаточно разработанного механизма, как реагировать на изменения в рыночной среде. Ученые пытаются понять эти процессы и выработать адаптационный механизм. Почему сегодня не выживают многие фирмы, предприятия, организации? В их генетическом коде записано много лишнего, ненужного в новых условиях, и они отмирают, как динозавры. Но, расшифровав код тех, кто добился жизнеспособности, можно передать их генетическую память другим, попавшим в аналогичные условия. В научно-исследовательском институте открытых горных работ (НИИОГР) могут разработать технологию адаптации человека и фирмы в новой среде.
Опыт адаптации к рынку в НИИОГРе уже есть. В годы "развитого социализма" его сотрудники иронично называли свою фирму "институт тысячи мелочей". Сейчас это - институт тысячи идей, дел, глобальных проектов и экспериментов. Так - на взгляд журналиста. По мнению директора В. Галкина, институт жизнеспособности, самоорганизации и развития в конкурентных условиях.
Начиналось все с урезания государственного финансирования и осознания, что придется бороться за выживание. Каждому - по-своему. Многие нииогровцы уверенно вписались в рыночную среду, из недр института вышло свыше двадцати самостоятельных фирм и частных предпринимателей. Слово - некоторым из них.
Е. Кривошеин, руководитель ООО "Технос":
- В 1996 году мы реорганизовались из институтской лаборатории. Бывшие сотрудники НИИОГРа и сейчас составляют ядро нашей фирмы, которая занимается серийным производством гидромеханического инструмента. Мы сумели найти в рынке "окно", где раньше НИИОГРа не было, - стали делать то, что требовал спрос. За три года объем заказов увеличился в 18 раз, а мы еще в стадии становления. По-прежнему поддерживаем тесные связи со своим институтом, где всегда можно найти нужных специалистов, получить интересный заказ.
В. Коньшин, директор "Английского клуба":
- В НИИОГРе я работал переводчиком, затем заведующим отделом информации. Был заурядным советским человеком, ни о каком бизнесе не помышлял. Пока Галкин не сказал: "Крутитесь сами". И пришлось: Сначала был клуб для своих, потом пошел народ из города. Вскоре мы поняли, что многим не хватает знания языка. В результате в 1997 году мы стали некоммерческой образовательной фирмой. Легко не было никогда, но сейчас "Английский клуб" в рекламе не нуждается и постоянно развивается. А вначале возможности были предоставлены всем равные, но не все смогли ими воспользоваться.
Можно сказать, что сработал естественный отбор. Выжили те, у кого включился механизм адаптации. Генетическая память подсказала: или ты будешь бороться за достойную жизнь всеми доступными способами (а их у тебя много) и сможешь этого добиться, или останешься на обочине жизни.
Тот же подход - адаптация к рынку - был использован в отношении научной деятельности. Сегодня кандидаты и доктора наук НИИОГРа меньше всего напоминают стереотипный образ кабинетного ученого. В кабинете директора мое внимание привлекла Почетная грамота губернатора Кемеровской области А. Тулеева челябинскому институту "за большой вклад в развитие угольной отрасли Кузбасса". А в зале ученого совета - группа глав администраций горнозаводской зоны нашей области, прорабатывающих со своими командами программы местного развития. Естественно, что целая серия прикладных работ привела руководителя НИИОГРа к необходимости осмысления и обобщения фундаментальных процессов. Вызрела потребность в новой научно-исследовательской организации.
- Критерий нужности - самый верный, - считает В. Галкин. - Мы оказались нужны, востребованы в отрасли и за ее пределами. Значит, у нас уже есть какие-то ответы на вопросы, волнующие многих. Почему одаренному русскому человеку, занимающему первые места по интеллекту в различных мировых рейтингах, что-то мешает подняться до первой десятки развитых стран по качеству жизни? Мы сами себе мешаем! Несколько лет назад модно было писать о том, что уничтожен генетический фонд нации. Действительно, нас лишали веры в себя и уважения к другим людям. Мы в своем институте, если брать человеческий аспект адаптации к рынку, еще и этим занимаемся: восстанавливаем уважение к себе, начиная с себя, испытывая все на себе. Если мы сделали и делаем это, то смогут и другие.
Ирина КРЕХОВА