04-04-02


Больное здравоохранение

В Магнитогорске разгорелся "медицинский скандал"

Куралай АНАСОВА

Магнитогорск

Управление здравоохранения городской администрации решило реформировать систему лечебно-профилактических учреждений. Изменения продиктованы нехваткой средств. При реальной потребности городской медицины в полтора миллиарда рублей, из которых 860 миллионов необходимы для выполнения программы гарантированного государством медицинского обслуживания населения, городской казной на текущий год выделено лишь 324 миллиона рублей. Нетрудно представить, что при таком объеме финансирования система медицинского обслуживания населения может понести ощутимые потери. 324 миллиона рублей и не копейкой больше для больниц и горожан - почти приговор. Завтра будет не на что кормить больных и не на что приобретать медикаменты.

Любое планирование в медицине традиционно начинается, исходя из так называемого "коечного фонда", уменьшение которого неизбежно повлечет за собой урезание финансирования больниц и поликлиник. Эта связка - порождение позавчерашнего принципа подхода к экономике медицины. Планировать, исходя из наличия коечного фонда, можно лишь при бездефицитном бюджете. А что делать, когда так необходимых для поддержания нормальной деятельности средств нет и не предвидится?

Нормальный путь, который магнитогорское здравоохранение выбрать так и не сумело - укрепление амбулаторного звена. Традиционно сложилось, что каждая из больниц города развивалась, укрепляя специализированные отделения. Оказавшись на больничной койке, пациент гарантированно мог получить все необходимое лечение: любое отделение располагает необходимыми возможностями по диагностике, лечению заболеваний. И все это, разумеется, требует немалых затрат. А если еще прибавить пациентов из сельских районов юга области, на лечение которых никто денег не перечисляет, то становится понятно, в какую кругленькую сумму ежегодно обходилось содержание системы медицинской помощи бюджету Магнитки.

Специалисты считают, что в подобной ситуации сохранить объем медицинской помощи можно лишь при развитии заменяющих стационарное лечение технологий. Но поликлиническое звено в Магнитке укомплектовано лишь на 60 процентов. На дому больного вместо врача может посетить фельдшер. Чтобы часть нагрузки из стационаров перенести на поликлиники и специализированные медицинские центры, сегодня необходимы не только финансовые вложения, но и то, что уже безвозвратно утеряно - время.

В этой ситуации администрация города видит единственный путь реформирования - реорганизацию лечебно-профилактических учреждений. В частности, предлагается объединить городские детские больницы и две детские поликлиники, а затем организовать больницу дневного пребывания на базе одного из ведущих стационаров и так далее. При этом авторы "чудо-программы" планируют сэкономить за счет подобного объединения, которое, по сути, похоже на ампутацию, 73 миллиона рублей. Как тут не вспомнить анекдот. Во время лекции в мединституте преподаватель поучает студентов: "Как говорил мой великий учитель, то, что не удалось ампутировать, придется лечить".

Грустно, конечно. Но аналогия явно прослеживается. По мнению главного врача детской больницы N 3, депутата Магнитогорского городского Собрания депутатов Елены Виноградовой, необходимо отбросить эмоции и подумать прежде всего о пациентах - простых горожанах.

- Объединение детских больниц N 1 и 3, - говорит Елена Михайловна, - приведет к тому, что маленькие жители Левобережья останутся без медицинской помощи. Не будет там реанимационной службы, а когда речь идет о жизни экстренного больного, тем более ребенка, порой дороги секунды.

Прошлой осенью прошли депутатские слушания по проблемам здравоохранения. Представители городской представительной власти рекомендовали разработать отдельную программу развития городской медицины. Для этого, по мнению народных избранников, необходимо всерьез пересмотреть пресловутый "коечный подход". Начальника управления здравоохранения Нину Чеху попросили предоставить объемы стационарной помощи, в том числе и те, что превышают программу государственных гарантий. Для более четкого планирования предполагалось сформировать муниципальный заказ для каждой городской больницы. В депутатских рекомендациях говорилось о необходимости совершенствовать оказание первичной медицинской помощи и развитии специализированных центров. Одним словом, был предложен достаточно компромиссный вариант решения проблемы городской медицины без ликвидации и сокращения отдельных лечебно-профилактических учреждений. Характерно, что предложили его не дилетанты: депутатов нынешнего созыва городского Собрания в неосведомленности не упрекнешь, сегодня в его составе - главные врачи городских больниц Марина Шеметова, Елена Виноградова и Евгений Шахлин. Кроме этого, участие в депутатских слушаниях приняли ученые Челябинской медицинской академии и чиновники главного управления здравоохранения области. Марина Шеметова, главный врач больницы N 2, депутат городского Собрания, оценивает произошедшее как вполне закономерное явление. Депутаты не позволили исполнительной власти совершить необдуманные, неоправданные шаги. В любом случае, по ее мнению, придется обратить внимание на опыт других городов, для которых муниципальный заказ для лечебно-профилактических учреждений, отделение сестринского ухода - уже реальность.

Казалось бы, управлению городского здравоохранения следовало бы прислушаться к рекомендациям ведущих городских специалистов. Однако вместо конкретных действий там предпочли разыграть шахматную партию. В ответ на непокорных главврачей обрушились карающие санкции. На вопрос о дальнейшей судьбе депутатской программы руководитель городского здравоохранения Нина Чеха ответила, что комментировать ее основные направления не станет, так как, по ее мнению, многие из них напрямую затрагивают интересы конкретных людей. То есть дала понять, что весь конфликт - это не радение за общие интересы, а личные амбиции отдельных людей.

В итоге сегодня вся система городской медицины втянута в круговорот никому не нужных интриг. Некоторые лечебно-профилактические учреждения находятся под гнетом бесконечных проверок и ревизий, инициированных чиновниками управления здравоохранения. В отдельных случаях дело дошло до суда и отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Для того, чтобы хоть как-то разрядить обстановку, совет главных врачей сегодня вынужден исполнять несвойственную ему роль согласительной комиссии. Игорь Скрыпкин, заместитель главы города, возглавляющий эту комиссию, так характеризует ситуацию: "Считаю, что подойти к решению этих вопросов надо предельно взвешенно. Вариант, предложенный управлением здравоохранения, можно назвать очень мягким, так как реалии сегодняшнего дня заставляют идти на непопулярные меры. А сокращение коечного фонда - из самых первоочередных мероприятий. Содержание полутора тысяч лишних коек обходится казне в солидную сумму".

Пока депутаты и чиновники выясняют отношения, горожане пишут письма в поддержку врачей и терпеливо ждут, когда же их начнут лечить без интриг. n