04-04-02


Гендиректор ВАЗа отменил дешевые "Жигули"

На АвтоВАЗе наступили новые времена. По приказу гендиректора Виталия Вильчика дилеры начали рассчитываться с заводом по-другому. Покупатели тоже это заметят. Тем более, что сезонный рост спроса на носу.

Со вчерашнего дня все дилеры завода переведены на предоплату. Это "техническое решение" будет иметь очень далеко идущие последствия. До сих пор существовали две основные схемы расчетов завода с торговцами машинами - предоплата и консигнация.

Дилеры, рассчитывающиеся с заводом на условиях предоплаты, сначала брали в банке кредит и из него оплачивали партию автомобилей. Продав их, возвращали деньги банку. Разумеется, к конечной стоимости машины помимо дохода дилера приплюсовывались банковские проценты.

Продавцы, работающие с заводом на условиях консигнации, имели возможность сначала получить партию "Жигулей", реализовать ее и уже после этого расплачиваться с заводом. Такие продавцы, несмотря на то, что многие из них не могли похвастаться высокими объемами продаж и долгой историей работы, представляли собой своеобразную элиту, близкую к вазовскому руководству. Практиковались и другие формы расчета - поэтапная оплата товара, векселя, зачеты: Впрочем, вазовские дилеры не очень любят распространяться на эту тему. Как нам сообщили в одном из крупных московских автосалонов, "прежняя система создавала для дилеров неравные условия, а теперь все стало справедливо".

Финансовые потоки упорядочатся, завод окажется в выигрыше. С покупателями ситуация несколько сложнее.

Раньше на условиях предоплаты завод реализовывал, по информации газеты "Ведомости", около 20 процентов товара. Продавцы остальных 80 процентов имели возможность сэкономить на накладных расходах и даже "подарить" часть этой экономии покупателям. С введением новых правил игры многие дилеры-консигнаторщики будут вынуждены оставить свое дело. Пострадают прежде всего мелкие салоны, потому что наиболее стабильные и крупные и раньше работали по предоплате. С одной стороны, это хорошо: можно ожидать некоторого общего увеличения ответственности продавцов, улучшения качества гарантийного обслуживания "Жигулей", выравнивания цен... Но, раз дилеры не смогут экономить на банковских кредитах, выравниваться цены будут по верхней планке.

Сейчас на рынке сложилась ситуация, когда сразу несколько факторов способствует дорожанию "Жигулей".

"Мы все сейчас ждем роста цен", - признались нам в салоне "Автомир". Во-первых, сказывается сезонный рост спроса - к весне покупатели активизируются, это заметили уже и на тольяттинских торговых площадках, и в Москве. Во-вторых, покупателей подстегивает недавнее принятие новой концепции развития российского автопрома, которое почти все считают предвестником общего дорожания автомобилей. В-третьих, инфляция продолжается, вызывая желание вложить деньги во что-нибудь достаточно дорогое и достаточно долговременное - в те же "Жигули". Ну а последним фактором роста цен стала новая система дилерских расчетов с заводом.

За последнюю неделю марта цены уже выросли. Правда, пока несильно, но важна тенденция. Модели "десятого" семейства неделю назад стоили в Москве в среднем 179 тыс. руб., а сейчас - 179,5 тыс. В Тольятти "десятки" подорожали за неделю почти на процент.

GAZETA.RU