04-04-03


Законный мордобой?

В "Челябинский рабочий" пришла женщина, сына которой избили в ФСБ

"Сообщаю вам информацию об избиении моего сына Слащева Дениса сотрудниками ФСБ: Фээсбэшники напали на него и избили:", - запись на автоответчике прервалась рыданиями. Естественно, через минимальное количество времени предприниматель Ольга Слащева уже общалась с корреспондентом "Челябинского рабочего".

Версия матери

"Я и мой сын продаем с лотков открытки, бланки студенческих билетов, обложки для паспортов и так далее. Сын торгует в переходе у "Детского мира". 28 марта к нему на работу пришел друг Рамиль. Где-то в 15.45 к лотку приблизились двое мужчин, предъявили удостоверения сотрудников ФСБ. Спросили: "Твой товар?". Денис сказал: "Да". - "Собирайся!" Сын спросил: куда, зачем и на основании чего его забирают? Сотрудники начали материться, перевернули столик и вынудили начать сборы. Когда Денис отдал открытки в камеру хранения, на него сразу надели наручники, повалили на цементный пол, ударили по переносице. Потом потащили и впихнули в машину.

По приезде к управлению ФСБ вытолкнули из машины, протащили на коленях по лестнице, избивали в коридоре. Ударили головой о лестницу, после чего у Дениса из носа хлынула кровь. Его заставили снять шапку и ей вытирать кровь с пола:

Дежурный ФСБ сказал, что Денис у них с санкции прокурора и проходит следственные действия. В 19.50 через вертушку вышел мужчина, про которого Рамиль сказал, что он избивал Дениса. Меня поразило, что сотрудник не останавливаясь грыз семечки. Сделала ему заявление, что перед ним стоит жена офицера, что создается впечатление, будто он ограбил бабулю на рынке, что ему место на рынке, а не в здании ФСБ. Интуитивно поняла, что сказать мне ему нечего. Уже в десятом часу вышел Денис, а за ним - следователь. Он назвал только фамилию, что-то типа Мосев или Мусев. Я спросила: задержание, арест или избиение, как он может это классифицировать?

Он ответил: "Это была беседа". Я сказала, что на беседу вызывают повесткой. Он промолчал. Разговаривать больше было не о чем. Я и Рамиль увезли сына в травмпункт на Российской, 20. Там Денису дали направление в больницу, где он по сей час и находится. Диагноз: закрытая черепно-мозговая травма, ушибы мягких частей тела и головы.

Я хочу знать, смогу ли я и моя семья существовать при таком раскладе законности?"

Версия ФСБ

Начальник группы общественных связей УФСБ России по Челябинской области Станислав Негинский:

- Денис Слащев доставлялся в ФСБ на законных основаниях - по розыскному поручению следователя, в рамках большого уголовного дела, связанного со сбытом поддельных документов. Проще говоря, один из задержанных показал на него, как на человека, у которого купил фальшивый диплом. Ранее Слащев был судим по аналогичному поводу и приговорен к трем годам условно, с испытательным сроком в два года.

Рапорты наших сотрудников свидетельствуют, что дело, мягко говоря, было не совсем так, как объясняют Слащев и его мама. Сотрудники подошли к лотку, предъявили документы, представились, предложили собрать товар и проследовать за ними. После того как Слащев отнес товар в камеру хранения, он остановился у ларька с аналогичной продукцией, стал беседовать с продавцом. Наш сотрудник его взял за плечо, предложив следовать за ним. Тот стал оказывать сопротивление. Извините, но мы находимся при исполнении служебных обязанностей, поэтому наш офицер был абсолютно вправе применять силовое воздействие как средство защиты. Тем более, что у него не было ни оружия, ни других специальных средств.

Выдержки из протокола допроса: "...Около 16 часов ко мне подошел молодой человек и представился сотрудником ФСБ, предъявив свое удостоверение, и предложил нам пройти с ним в управление... Я сказал молодому человеку, что мне кажется, его удостоверение не настоящее... Я сказал в адрес молодого человека матерное слово, он стал мне говорить, что я сейчас получу, и ударил меня кулаком по лицу. Я стал в ответ с ним драться. Ко мне подбежал сотрудник охраны подземного перехода и стал меня держать...

К сотрудникам ФСБ претензий не имею". (Собственноручная подпись, число).

Нестыковки

Опросив продавцов и охранника мини-рынка, поговорив с другом Слащева Рамилем, побеседовав по телефону с врачом больницы скорой медицинской помощи и оперативником Курчатовского РУВД, который в 2000 году работал над уголовным делом Слащева, автор материала обнаружил ряд любопытнейших нестыковок.

Охранник мини-рынка утверждает, что Слащев от офицера "отмахивался весьма неслабо". Но одна из продавцов утверждает, что "мужик пнул Дениса первым".

В заявлении прокурору Слащев указывает, что был условно осужден на год. То же говорит мать. Но в Курчатовском РУВД сообщают: "три плюс два", то есть три года условно с испытательным сроком в два, за продажу фальшивых дипломов о высшем образовании и использование поддельного студенческого билета. Одновременно добавляют, что парень производил впечатление тихого, открытого и доверчивого.

Врач убеждена в том, что ушибы мягких тканей возникли в результате побоев. Но при этом дает понять, что торопиться с защитой лично она бы не стала: "Парень очень непростой..."

Рамиль утверждает, что видел, как били Дениса в здании ФСБ. Но все слова его матери подтверждать бы не взялся.

Знала ли мать Дениса в 2000 году о том, что сын торговал фальшивыми дипломами? Дословный ответ: "Фактически знала. Но у нас не было других денег:"

Что говорят адвокаты?Корреспондент "Челябинского рабочего" опросил нескольких юристов - адвокатов областной палаты адвокатов Наталью Березняковскую и Юлию Шестакову, ведущего рубрики "Советы адвоката" газеты "Тумба" Сергея Ваганова. Все они сходятся в том, что по закону на допрос свидетеля вызывают исключительно повесткой. В ней обязательно указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, а также дата и время явки на допрос. Кроме этого разъясняются и последствия неявки без уважительных причин. Если же человек не является по повестке и не предоставляет какие-либо справки, следователь имеет полное право вынести определение о принудительной доставке свидетеля. В этой ситуации у задерживаемого прав фактически нет. Единственное, что он может сделать - позвонить следователю и пообещать явиться в другое время. Но это в законе не прописано, добиться такой уступки можно лишь в личном контакте.