04-05-2000


Наш трамвай поведет "рука Москвы"

Конфликт между челябинскими транспортниками и энергетиками помогают разрешить партнеры из столицы

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

Героями последних двух недель были ссорившиеся друг с другом "Челябэнерго" и "Челябгорэлектротранс". Обесточив за долги несколько троллейбусных маршрутов на северо-западе, энергетики дали понять: их аргументы повесомее полосатого жезла сотрудника ГИБДД. Несмотря на нелестные для "человека с рубильником" отклики, местный монополист пообещал новые отключения, если задолженность "ЧелябГЭТ" не будет погашена. На совещаниях в областной и городской администрациях попытались развязать этот транспортный узел. Подробности переговоров, однако, не стали достоянием гласности. Даже после встречи у П. Сумина "главный вагоновожатый" Челябинска Г. Туктабеев, отвечая на вопрос о предмете беседы, кратко изрек: "Это наше личное с губернатором дело". Но сегодня открылись некоторые интригующие детали. Оказывается, в белых одеждах спасителей к нам явились: столичные эмиссары в лице посланцев строительно-промышленной корпорации "Развитие", представляющей правительство Москвы. На днях была достигнута договоренность о погашении 36-миллионной задолженности транспортников в результате взаимозачетной операции. Хотя сами представители "Развития" утверждают, что планы их гораздо масштабнее. По существу, речь идет о полнокровном сотрудничестве области с Московской мэрией.

Трамвай желания

- Московская СПК "Развитие" была создана для обеспечения строительных нужд бюджета, - рассказывает советник корпорации Владимир Кондратюк. - Помимо этого уже несколько лет поставляет "Мосгортрансу" подвижной состав.

Отдельным распоряжением мэрии "Развитию" делегированы полномочия по расчетам с должниками городской казны. Поэтому часть ее приобретений происходит в ходе реализации взаимозачетных схем. Это тот случай, когда в качестве платежного средства выступают долги различных федеральных структур муниципалитету Москвы, на землях которого они находятся.

Подобным образом златоглавая в прошлом году получила около 300 саратовских троллейбусов и всего два трамвая (троллейбусов транспортники просили меньше, трамваев - больше). В нынешнем году корпорации поручено поставить 50 трамвайных вагонов. Однако, по словам В. Кондратюка, это капля в море по сравнению с действительными потребностями столичных перевозчиков. Московский парк насчитывает до 500 вагонов чешского производства, многие из которых уже отслужили свой срок. Поэтому "трамвайная программа" обширна и способна растянуться на 10-20 лет.

Вариантов здесь как будто немного. Разработка свердловского вагона "Спектр-1" только ведется. Чешские трамваи дороги. В копеечку влетает даже реконструкция одной "транспортной единицы" из некогда братской страны - примерно в 140 тысяч долларов. А новое изделие Усть-Катавского вагоностроительного завода стоит около 100 тысяч "зеленых". Устраивает москвичей и южноуральское качество.

Тем не менее борьба за рынок идет нешуточная. В сентябре 1999 года "Развитие" вместе со своим челябинским партнером, фирмой "Кэмп", выиграло тендер на поставку вагонов из Усть-Катава, но что-то тогда не заладилось. Специально созданное ЗАО "Усть-катавский трамвай" не нашло общего языка с заводом. Структуры, лоббирующие интересы чехов, воспряли духом, продвигая идею о том, что первопрестольной нужен трамвай с малым радиусом поворота, который вписывался бы в улицы старого города. Усть-катавские умельцы, не имевшие до того такой модели, сделали ее за два месяца, чем повергли в изумление своих конкурентов. Но в соответствии с законами жанра оказалось, что трамвай с малым радиусом поворота не такая уж насущная необходимость, в столичных "закоулках" проходит и типовая техника. Тогда московские эмиссары с еще большей энергией заговорили о взаимовыгодном сотрудничестве, рисуя следующую схему расчетов за поставляемую продукцию. Бюджету Москвы задолжала федеральная компания "Росэнергоатом". Ей в свою очередь - "Челябэнерго", покупающее "ток" атомщиков на федеральном рынке. Региональной энергокомпании в свою очередь должны транспортники Челябинска, которым недодает средства городской бюджет. Но столице нужны усть-катавские трамваи, строительство которых может профинансировать городская администрация, переведя туда половину средств, что заплатила бы за долги "ЧелябГЭТ". Чтобы замкнуть этот круг, потребовалось согласие всех заинтересованных лиц. Вылившийся на улицы Челябинска конфликт ускорил события. Генеральный директор "Развития" В. Кузнецов напрямую обратился к П. Сумину: "Управление инвестиционной политики и финансирования из городских источников правительства Москвы: выражает готовность выкупить задолженность Челябинского ГЭТ перед АО "Челябэнерго".

- С мэрией Челябинска в лице первого заместителя главы Евгения Елисеева мы достигли взаимопонимания, - информирует руководитель фирмы "Кэмп" Яков Гуревич. - Труднее всего это было сделать с энергетиками. Сожаление в связи с их "крайне неконструктивной позицией" выразил в письме на имя губернатора и директор "Развития".

По словам заместителя директора "Челябэнерго" С. Суходоева, за взаимозачетами у парадного крыльца энергокомпании чуть ли не в очередь становятся, а организации нужны "живые" деньги, чтобы рассчитываться с газовиками и угольщиками. Но вместо них приходит какая-то "непонятная" фирма и говорит: "Я все закрою векселями "Росэнергоатома" и АЭС".

- Закроешь - давай, - соглашается Суходоев. - Если с этими бумагами все в порядке и их примут к погашению, вопрос о 36-миллионном долге транспортников можно считать историей. Останутся только текущие восьмимиллионные долги, которые, однако, тоже растут из месяца в месяц. Удастся снять и этот больной вопрос, составив график погашения задолженности, транспорт больше не попадет "в отключку". Хорошо бы при этом избежать "субъективного фактора", действовать не на обострение, а на смягчение обстановки. Не как Г. Туктабеев, который однажды заявил: "У вас смелости не хватит ни остановить транспорт, ни ограничить подачу энергии". Смелости хватило.

Дружба по-крупному

Признавая, что трамвайная акция может явиться прологом большой дружбы, В. Кондратюк все же подчеркивает: корпорация "Развитие" не желает выступать в роли пожарной команды. Ее более интересует долгосрочная перспектива. Москва заинтересована в южноуральских строительных материалах и инженерных машинах. Их в первопрестольной намерены получать примерно по такой же схеме, как и в случае с трамвайными вагонами. С той лишь разницей, что выкупать у энергетиков и газовиков предлагается уже всю задолженность города и области. Принципиальная договоренность с Челябинском на эту тему якобы существует. Ведется работа с областью. И продвижение здесь есть не только потому, что "капля камень точит".

Как о вполне реальном деле директор "Развития" В. Кузнецов пишет П. Сумину, что общий объем финансовых ресурсов (векселей РАО "ЕЭС России", "Росэнергоатома", "Межрегионгаза" и других) для реализации программы поставок трамвайных вагонов в Москву может уже в нынешнем году составить 400 миллионов рублей. Правда, в конце марта начальник областного финуправления И. Сербинов сообщает губернатору, что рыночная стоимость векселей "Росэнергоатома"(по данным РИА "РосБизнесКонсалтинг") составляет при продаже только 20 процентов от номинала. Однако в начале апреля в переписку вступает уже первый заместитель губернатора В. Уткин. В служебной записке П. Сумину он отмечает: "Ответ главного финансового управления администрации Челябинской области : на обращение генерального директора строительно-промышленной корпорации "Развитие" Кузнецова В.И. не содержит конструктивных предложений для реализации программы (трамвайной - Е.К.): Считаю, что позиция, занимаемая главным финансовым управлением, приведет к реальным потерям областного бюджета при осуществлении взаиморасчетов с ОАО "Челябэнерго" за долги бюджетной сферы. Более того, за счет применения вексельной схемы при расчетах областного бюджета с кредиторами достигается существенная экономия бюджетных средств и реализация подобных схем должна стать одним из ключевых направлений в работе ГФУ". Из чего можно заключить: с проблемой знакомы в областных коридорах власти, и способы ее разрешения "по-московски" не кажутся там чересчур фантастическими.

- Столица прибавляет в темпах строительства не по годам, а по месяцам, и будет это делать, невзирая на то, станет ли ваша область поставлять ей необходимую продукцию или нет, - откровенничает В. Кондратюк. - Вы же понимаете, есть немало территорий, с которыми можно "дружить" на таких условиях. Поэтому хотим ясности. Полтора года мы "сидели в засаде", но, надеемся, что "транспортный проект" станет для нас поворотным. n