04-06-02
Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск
Не государево дело...
Сообщение о планах открыть в Челябинске государственную православную гимназию в новом учебном году вызвало, что называется, неоднозначную реакцию. Мало того, что в школах появился новый предмет "Основы православной культуры", а в Думе затевают слушания о религиозном образовании в России, так еще и гимназии открывают.
Разве школа как государственное учреждение не отделена от церкви?!
Лечим чуму холерой
"Любой преподаватель вуза скажет вам, что нынешние студенты сильно отличаются от студентов прежних лет, причем не в лучшую сторону, - высказывают свое мнение В. Рыбин и Б. Марков, доценты, читатели "Челябинского рабочего". - Если взять математику, то выясняется, что вчерашние школьники с большим трудом осмысливают теоретические построения. Практическим навыкам их обучить еще можно, по принципу: "делай - раз, делай - два, делай - три". Так обычно дрессируют мартышек, но вряд ли по этой методе можно подготовить хорошего инженера. Шаблоны и штампы до добра еще никого не доводили. Вспомните сказку о дурачке, который смеется на похоронах и плачет на свадьбе.
Что же так скверно повлияло на способности ребят в учении? По нашему мнению, тот факт, что детей запутали до крайности. В советское время весь курс обучения в школе строился на научной основе. От математики и физики до обществоведения и истории подход был единым. В сознании ребенка создавалась четко выстроенная, внутренне непротиворечивая картина мира.
После перестройки курс обучения превратили в кучу не связанных друг с другом фактов, которые можно объяснять, как заблагорассудится. Это открыло широкое поле для проникновения мистики и прочей квазинаучной чепухи, которая запутала ситуацию во всех сферах, в том числе и в математике. Остается только радоваться тому, что большинство школьников не слишком серьезно относится к занятиям. А то у них давно бы уже ум за разум зашел.
Церковь, прослышав об отсутствии целостного подхода в образовании, предложила свой рецепт: ввести в школах уроки Закона Божия, замаскированного под "Основы православной культуры". Логика проста - культура объединяет все: и математику, и физику, и историю, и обществоведение, и физкультуру. И даже мораль. На первый взгляд, все - замечательно, лучше не придумаешь. Разве нет? Что касается противоречий с Конституцией, провозглашающей отделение церкви от государства и свободу совести, то это дело техническое.
Но совместимо ли современное образование с религией? Абсолютно и категорично не совместимо. Наука выводит мир из него самого, церковь - из божества. Наука опирается на законы, религия - на волю Божью. Не передраться два эти мировоззрения никак не могут. Физик будет рассказывать о пылевом облаке, из которого образовались планеты, священник - про семь дней сотворения мира. Математик - про универсальность декартовых координат, служитель культа - про уникальность любого места на земле и Вселенной. Историк - про мужество и героизм защитников Москвы, а теолог - про святую икону, которую обвезли на самолете по периметру столицы. Психолог - про раздвоение личности больного, его оппонент - про одержимость злыми духами...
Как вы считаете, что случится с сознанием ребенка, если у него уже и от нынешних противоречий в голове каша полная? Совершенно верно, "крыша поедет". Либо разовьется стойкая невосприимчивость как к науке, так и к религии. Вот поэтому мы и против попытки лечить чуму холерой, считаем не только ненужным, но и вредным тащить религию в школу".
Живем лишь милостью Божьей
- Похоже, что люди сами не понимают, о чем они говорят, - так комментирует точку зрения двух доцентов челябинский священник отец Дмитрий. - "Закон Божий" предполагает религиозную практику, а школьный предмет знакомит с основами православной культуры. Какой маскировкой пугают людей доценты?!
Да, школа у нас как светское учебное заведение отделена от церкви. Зато двери ее открыты для разного рода сект. В рясе туда сегодня войти нельзя, а вот в костюме и при галстуке - пожалуйста! Не случайно дети нередко становятся жертвами любого уличного проповедника, который смотрит людям не в душу, а в карман.
Сегодня участие православной церкви в воспитании детей - это вопрос уже не дискуссии, а выживания. Мы и так висим в воздухе, живем лишь милостью Божьей, а все критикуем пути спасения. Что предлагают наши оппоненты? Оставить все, как есть? Мне это напоминает такую, скажем, ситуацию. Лежит больной человек, истекает кровью. А люди, склонившиеся над ним, рассуждают: нужно ли его бинтовать? Ведь бинты могут присохнуть и будет больно их отрывать.
Если говорить о том, совместимо ли образование с религией, то, конечно же, совместимо. Любому эрудированному человеку известно, что первые университеты открывала именно церковь. Так появился университет, например, в Сорбонне - одно из лучших учебных учреждений мира.
Напомню еще один исторический факт: классическая наука родилась в христианских странах, потому что церковь смотрела на науку как на свою союзницу.
Почему-то доценты считают, что только рационалистический способ познания мира имеет право на жизнь. Но тогда нужно из школьной программы исключить живопись, музыку и другие виды искусств. Ведь это другой, эмоциональный способ познания мира. Какая наука подтверждает выводы атеизма? Никакая. И, тем не менее, его сторонники претендуют на право быть глашатаями истины в последней инстанции.
Мы предлагаем компромиссный вариант: знакомить ребенка с той религиозной традицией, которая создавала наше государство и нашу культуру. При этом нет необходимости вовлекать детей в конкретную религиозную практику. Мы - за отечественную традицию в противовес тому, что многие сегодня примеряют на себя платье западного образца.
Самое печальное, что американцами и англичанами, сколько бы мы ни старались, ведь все равно не станем. Но вот свою национальную сущность наверняка утратим, если будем следовать по пути подражания.
В русской православной гимназии, которую мы на самом деле собираемся открыть как государственное учреждение, ребенок будет погружен в отечественную культурную среду. Хочу напомнить, что духовно-нравственное воспитание всегда было неотъемлемой частью классического школьного воспитания. Гимназия станет одной из экспериментальных площадок, где мы попробуем получить хорошие результаты. По-моему, это естественное стремление увидеть в своих детях продолжателей тех традиций, которые были заложены еще нашими предками.
К истории вопроса
Школы нашей области пошли на контакт и сотрудничество с церковью не первыми. За последние десять лет в России сложилась целая система православного образования.
Православные гимназии существуют в 18 епархиях. В Кемеровской, Московской, Курской, Смоленской, Калининградской областях "Основы культуры православия" стали обязательным предметом в общеобразовательных школах. Открываются православные университеты, институты, богословские факультеты, детские сады. Причем с поощрения Министерства образования Российской Федерации, поскольку оно вошло в постоянно действующий координационный совет по его взаимодействию с Русской православной церковью.
В последних Рождественских чтениях, о чем с удовлетворением сообщили в православных изданиях, принимал участие министр образования В.М. Филиппов.
Детей нужно приобщать к православным ценностям уже в школе, считает Алексий II.
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II настаивает на необходимости преподавания основ православной культуры и этики в средних школах России, сообщает "Интерфакс".
"Детям необходимо давать и религиозное образование, и нравственный духовный стержень, ибо то, что будет заложено в детскую душу, останется на всю жизнь", - подчеркнул он, отвечая в Москве на вопросы журналистов. Он заметил, что нередко бывает и так, что дети, принимая веру предков, воцерковляют и своих родителей. Преподавание православных предметов в качестве базовых, по мнению Алексия II, следует ввести, учитывая, что православие является в России ведущей конфессией. При этом патриарх дает понять, что преподавание могло бы вестись на альтернативной основе, то есть "там, где компактно проживают последователи ислама, буддизма или иудаизма, никто не должен им запрещать изучение своей культуры". Кроме того, считает Алексий II, "знакомство граждан России с этикой культурообразующей в России религии не предусматривает обязательного принятия православия".
Патриарх снова указал на то, что понятие светскости образования многими толкуется по принципу "светское - значит атеистическое". Между тем, напоминает глава РПЦ, согласно Конституции РФ никакая идеология не может господствовать в государстве в качестве обязательной. "Никакая - в том числе и атеистическая", - подчеркнул Алексий II. n
Блиц-опрос
Как вы относитесь к тому, что в школах изучают православие?
Константин Владимирович Путник:
- Я как православный человек это дело только приветствую. "Государство, которое не возводит храмы, строит тюрьмы и детские дома", - говорится в одном из изречений. Я не хочу жить в такой стране, где много детских домов и тюрем.
В этом году в порядке эксперимента в школе, где учится мой сын, мы провели факультатив по изучению культуры православия. Какие замечательные рисунки и сочинения мы получили от ребят. Родители обеими руками за такой факультатив!
Олег Петрович Воробьев, служащий:
- Отрицательно. Почему такое предпочтение православию? У нас федеральное государство, в котором много других конфессий. Поэтому если уж изучать, то историю религий, а не одно православие.
Ирина Владимировна, врач:
- Нормально. Знания не могут быть лишними. Пусть у ребят расширится кругозор и будет выбор для своих убеждений.
Сергей Фролов, студент:
- Лично я против. При том, что среди моих друзей немало ребят, которые ходят в церковь. Но они пришли к этому самостоятельно, ими никто не манипулировал, не навязывал собственных взглядов. Я сам вчерашний школьник и знаю, как загружают учеников. Без православия учебы хватает!