04-06-03
Евгений КИТАЕВ
Челябинск
У настоящих нумизматов и работников Челябинского отделения Сбербанка России сегодня особый день. Такого в областном центре еще не было - здесь появились редчайшие монеты из драгоценных металлов серии "Окно в Европу", посвященной 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга. Тем самым финансовый Южный Урал тоже прикоснулся к всенародным торжествам, устроенным в честь Северной Пальмиры.
Почетно и актуально, но дело не только в этом. Среди нового поступления есть монеты, способные стать украшением любой коллекции, ибо это - штучные, эксклюзивные экземпляры, имеющие даже свои отчеканенные порядковые номера. Как, к примеру, машины или документы. При необходимости можно проследить их движение, хотя такой задачи никто не ставит. Более того, в тайне будет храниться любая информация о том, кто, в конце концов, приобрел эти очень дорогие и редкие деньги.
Совершенно точно известно, что золотая монета весом один килограмм еще не проходила через коммерческие банки региона. Начальник отдела валютных и неторговых операций Челябинского отделения Сбербанка России Алла Шляпина в прошлом году предпринимала попытку заполучить килограммовый золотой "Дионисий", несколько раз заказывая его у Москвы. Но борьба между банками развернулась упорная. Приобрести такую монету кредитному учреждению так же престижно, как спортсмену выиграть золотую медаль на Олимпиаде. Челябинцам тогда не повезло. На этот раз заказ ушел сразу на две монеты, хотя и это не было стопроцентной гарантией того, что голос южноуральцев будет услышан. Но все-таки получили... одну, а вот Башкирия и Курган остались ни с чем.
Что представляет собой килограммовый юбилейный золотник? Диаметр - 100 миллиметров. На лицевой стороне изображена географическая карта с меридианами и параллелями, поверх которой - виды Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, зданий Петровских заводов, Выборгской и Шлиссельбургской крепостей, береговых оборонительных сооружений Кронштадтской крепости. На лентах и свитках - соответствующие "топонимические" надписи.
Номинал эксклюзивной монеты равен 10 тысячам рублей. Но сильно ошибется тот, кто подумает, что она "уйдет" за эти смешные деньги. Тираж ее более чем скромен, всего 200 штук - капля в море, ничто в сравнении с армией коллекционеров и собирателей, которая спит и видит в своих руках эту "деньгу". Ограниченный выпуск вообще делает ее сопоставимой с произведениями искусства, к которым надо подходить совсем с другими мерками. Да и драгоценного металла здесь... Словом, ориентировочная стоимость этой монеты - 900 тысяч рублей. Хотя банковская комиссия, которой предстоит осмотреть приобретение, может назначить цену и повыше. Многие осилят сумму с шестью нулями?
Такие южноуральцы найдутся, уверена Алла Шляпина. А продать монету планируется (по крайней мере, пока) тому, кто первым обратится за ней. Будет ли это руководитель крупного предприятия, известный бизнесмен, местный политик или просто гражданин с вокзала - банк устроит любая кандидатура. Однако жизнь подкидывает иной раз материал для романов или специальных исследований. Банкиры составили для себя физиономический портрет покупателя нумизматических редкостей. И он оказался не совсем таким, каким, быть может, рисуется многим землякам. То, что это не всегда человек из "Мерседеса", - точно.
- Иногда все происходит как раз наоборот, - "разочаровывает" Алла Шляпина. - Был, к примеру, на моей памяти эпизод. Мужчина, на которого и внимания не обратишь на улице (настолько непрезентабельно одет и обут), купил целый набор золотых монет. И пришел-то не с кейсом или кожаной папкой - с обыкновенной хозяйственной сумкой. Поэтому нас трудно уже чем-то удивить...
Вторая монета, привезенная в Челябинск из Уральского банка, что в Екатеринбурге, тоже эксклюзивная, выпущена тиражом 300 штук. Просили наши банкиры у столицы пять таких экземпляров, но им выделили одну, хотя, как говорится, и на том спасибо. На лицевой стороне монеты - памятник Петру I (Медный всадник), парусные суда и лодки на фоне Адмиралтейства, артиллерийские орудия с ядрами, знамена, штыки, барабаны на фоне крепости, двуглавый орел под короной с державой и скипетром, книги, компас, бумажный свиток. Это изделие из серебра не самой высокой, хотя и не самой низкой 900-й пробы (так называемые инвестиционные монеты имеют 925-ю пробу). Зато вес малютки - три килограмма. Диаметр - 130 миллиметров. "Челябинский рабочий" уже писал о килограммовых серебряных монетах диаметром 100 миллиметров, которые продавались в местных кредитных учреждениях. Толщина их была... примерно, как у банки шпротов. Читатели могут "включить фантазию", чтобы представить, как должна выглядеть эта только что прибывшая к нам "дюймовочка" номиналом 200 рублей и стоимостью около 140 тысяч. Не каждый человек, учитывая ценность вещицы, рискнет удерживать ее одной рукой. Короче, тяжелее денег в России просто нет. Это достойный Книги рекордов Гиннесса рекордсмен, Гулливер среди лилипутов, Майкл Джордан среди учеников начальных классов, универсам "Никитинский" среди киосков.
Говорят, что один из местных филиалов московского банка уже "работал" с таким весом. Однако доподлинно о том мало что известно. Сами же банкиры об этом факте вспоминают как-то неуверенно. Во всяком случае, публичного показа той монеты никто не организовывал. Поэтому можно считать, что нынешнее посещение столицы Южного Урала трехкилограммовой "гостьей" - также событие в монетарном смысле историческое.
Чем еще приметны эти приобретения? Они выполнены в так называемой технике "пруф-лайк". Ничего подобного не видели и бывалые работники Сбербанка. Обычно коллекционные монеты имеют качество чеканки "пруф", что также говорит о весьма высоком исполнении. Что это значит? Рельефные изображения на монетах помещают на абсолютно ровном зеркальном поле, не имеющем никаких изъянов. Серебро отшлифовано столь тщательно, что нет даже мельчайших, различимых в увеличительное стекло царапинок. А "пруф-лайк" - гораздо более тонкая "отделка". Все черточки изображений прорисованы еще детальнее. Само собой, монеты этого качества находятся в пластиковых капсулах, без которых их не то что руками трогать нельзя - дышать не рекомендуется. Иначе следы физического контакта с внешней средой останутся на поверхности и монеты потеряют в цене. Впрочем, кто будет покупать их, наверняка об этом знает...