04-06-03


Подтверждение зрелости

Челябинские композиторы отчитались перед слушателями

На юбилейном пленуме Союза композиторов Челябинска залы были полными - это ли не доказательство того, что интерес к данному событию и новой музыке вообще огромен. Союз, отметивший 20 лет своего самостоятельного существования, находится сейчас на подъеме, и это подтвердил его весомый творческий отчет.

Музыка трех поколений композиторов, создающая творческие пересечения и контрасты, была представлена на первом концерте. В программе из пяти объемных сочинений сосуществовали самые разные жанры и их неожиданные гибриды. Звучали Пятая симфония М. Смирнова, Концерт для скрипки с оркестром Т. Шкербиной, Концертная пьеса для саксофона, ансамбля казачьей песни и симфонического оркестра "Золотая трубонька" А. Кривошея, симфоническая поэма "Ultima Thule" А. Кузьмина по мотивам одноименного рассказа В. Набокова, Фуга и пассакалья для фортепиано и симфонического оркестра Л. Долгановой с соло автора. О чем эта музыка, написанная на переломе двух веков? Она о нас, о том, что тревожит и дарует надежду, разделяет и сближает.

Поколение молодых (Л. Долганова, А. Кузьмин, Т. Шкербина) обращается в своих произведениях к сложным проблемам человеческого бытия и высоким философским категориям. В "Пассакалье и фуге" Л. Долгановой и поэме "Ultima Thule" А. Кузьмина через столкновение и мелькание разных стилевых "знаков" - от знаменного распева или григорианского хорала до приемов современной композиторской техники - осуществляется не только диалог эпох, но происходит сопоставление суетного и вечного, "дольнего" и "горнего", прошлого, сиюминутного и предстоящего. Трагическим напряжением преисполнены сочинения этих авторов, и беспокойный пульс нашего времени ощущается в них повсеместно. Но если в сочинениях Л. Долгановой и А. Кузьмина субъективное органично соседствует с объективным, то в музыке Т. Шкербиной предельно заострено личностное начало. В ее "Концерте" скрипка "говорит" от первого лица. Партию солирующего инструмента тонко и вдумчиво исполнила талантливый музыкант, преподаватель Челябинской государственной академии культуры и искусств Т. Галкина. Интонации авторской речи были переданы ею с предельной психологической точностью. Человек на фоне природы - так определяется тема Концерта, но природа как символ изначальной гармонии лишь в очередной раз оттеняет сложные душевные катаклизмы и предощущение катастрофы.

В окружении концептуально усложненных сочинений молодых "Золотая трубонька" А. Кривошея воспринимается как эпически-повествовательное интермеццо. Архаические "кряжистые" мотивы в духе заклинаний, причетов, наигрышей гудошников или хороводных песен вызывают ассоциации с языческим прошлым, чем-то незыблемым и вечно прорастающим в будущем. Вся интонационная ткань сочинения органично выросла из мелодии подлинно народной песни "Золотая трубонька". Ее записали и распели по-своему музыканты из фольклорного ансамбля А. Глинкина. Звучание этого слаженного коллектива, его чистые вокальные краски идеально вписались в оркестровую палитру, в которой явно чувствуется терпкий языческий "привкус". Т. Зайцева, исполнившая партию саксофона, сумела тонко проникнуть в стиль и замысел автора. Голос ее инструмента намеренно лишен привычных для саксофона джазовых оттенков и, скорее, напоминает звучание архаических "трубонек", в которых слышится отдаленный зов далеких эпох.

Кульминацией концертного вечера стала Пятая симфония М. Смирнова, патриарха Челябинского Союза композиторов, сделавшего немало для его становления, развития и роста. Слушателям симфония запомнилась еще по первой премьере в 1999 году, уже тогда она не оставила равнодушным никого и сейчас, выдержав вторую редакцию в 2002-м, заставляет каждого почувствовать себя причастным к трагическим событиям современности. "Вечная память погибшим в чеченской войне" - написано на первой странице партитуры.

Примечательна эволюция, проделанная композитором в осмыслении проблем истории и современности. В своих симфониях он как летописец идет в ногу со временем, поднимая все более злободневные темы. Его Первая симфония навеяна сказами П.П. Бажова, Вторая - посвящена трудовой молодежи Урала с ее героическим прошлым, Третья запечатлела страницы Великой Отечественной войны, в Четвертой осмысливаются последствия тоталитаризма и культа личности, наконец, Пятая оголяет самый чувствительный нерв сегодняшнего времени - чеченскую трагедию.

Раскрывая эту тему, композитор естественным образом опирался на традиции батального симфонизма, в том числе любимого им Д. Шостаковича. Но воспроизведенная им модель конфликтной симфонии совершенно самостоятельна и весьма показательна для современного решения военной проблематики. В ее финале нет героической патетики, суровой решимости или победного ликования, как в прежних советских симфониях. Дыхание смерти и предчувствие катастрофы слышатся в музыке этой трехчастной трагедии, словно пугающая пропасть разверзается после внезапно прерванных оглушительных ударов последних тактов. Нет и привычной обрисовки конфликта посредством столкновения контрастных интонационных блоков. Темы, призванные находиться "по разные стороны баррикад", будь то цитированная походная песня "Мы красные кавалеристы" или мелодия в духе напевов горцев, сами вовлекаются некоей фатальной силой в смертельный вихрь, так что ни одна из них уже не в состоянии "режиссировать" ход событий. Главным победителем оказывается Смерть, олицетворенная в симфонии бетховенским "ритмом судьбы".

Вершиной в отображении гуманистической идеи симфонии является средняя часть - пронизанная состраданием и возвышенной печалью эпитафия. Необыкновенной красоты мелодия словно исторгается из глубин сердца. В ней чувствуется естественное дыхание, а в контурах слились приметы музыки разных времен и народов - русских причетов, щемящих восточных мотивов, оперных lamento и траурных маршей. Так локальная трагедийная тема поднимается до уровня общечеловеческого звучания. Симфонию ждал предсказуемый успех и самая широкая амплитуда переживаний слушателей - от деликатно скрываемых слез до эмоционального потрясения. Что может быть для композитора более убедительным доказательством важности его миссии!

Вся программа концерта выпестована и "сотворена" оркестром театра оперы и балета имени М.И. Глинки под руководством заслуженного деятеля искусств России С. Ферулева. Готовность этого коллектива быть первым интерпретатором новейшей музыки и ее пропагандистом заслуживает признания не только композиторов, но и слушателей. Подготовка столь мощной программы стала серьезным испытанием для оркестра. Для того чтобы выйти из него победителем, мало одной только воли и желания, здесь требуется серьезная работа. В последнее время оркестр достиг ощутимых успехов. Вырос уровень музыкальной "начитанности" оркестрантов. Музыканты стали свободнее мыслить при помощи новейшей музыкальной лексики.

Концерт стал событием, уже вошедшим в историю города, но вместе с тем он явился мощным стимулом для движения вперед наших композиторов, их поисков и новых замыслов, нетерпеливо ждущих своего воплощения.

Ольга ГУМЕРОВА,

музыковед