04-06-99


Бензиновый пресс

Цены на горючее у нас намного выше, чем у соседей

Под письмом нашего читателя из Чесмы Федора Федоровича Андреева мог бы подписаться любой житель области. "18 мая я поехал навестить свою 87-летнюю мать в Удмуртию на автомобиле ГАЗ-21, таком же старом, как я, пенсионер. В Чесме на двух автозаправках бензина не оказалось, и я занял его у друзей, решив доехать до Южноуральска. Доехал. А там бензин А-76 заливался по цене 3 рубля 60 копеек за литр (был 2 рубля 40 копеек). Делать нечего: заправился и поехал. В Екатеринбурге этот же бензин я купил уже за 2 рубля 60 копеек за литр. В Пермской области - за 2 рубля 20 копеек. В Удмуртии меня заправили за 2 рубля 40 копеек за литр бензина. 22 мая отправился в обратный путь. Цены везде были те же, кроме нашей области. На подъезде к Челябинску на новой АЗС у поста ГАИ бензин А-76 стоил уже 4 рубля! Отдал я за 50 литров 200 рублей и, доехав, сел за письмо в редакцию вашей областной общественно-политической газеты, через которую хочу задать вопрос: есть ли у нас в области власть? И если есть, то почему она позволяет твориться такому ценовому беспределу?"

Двукратный майский скачок цен на топливо заставил автотранспортников и следом - коллегию городской администрации Челябинска - говорить о необходимости повышения стоимости проезда в городском общественном транспорте как минимум до двух рублей. Об этом - звонки в редакцию, письма, об этом же - разговоры в общественном транспорте со звучащим рефреном вопросом: "Куда смотрит власть, о чем думают депутаты?"

Думают они, как оказалось, в том числе и об этом. На днях Законодательное собрание области рассмотрело запрос депутатов о монополизации рынка нефтепродуктов и постановило направить его губернатору области П. Сумину, прокурору области А. Брагину и руководителю территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ А. Кондрашову. В депутатском запросе вопрос поставлен ребром: "Почему в области сложились самые высокие в Уральском регионе розничные цены на нефтепродукты?"

На нашем рынке крупнейшими продавцами нефтепродуктов являются ЗАО "Байт" и ООО "Лукойл-Челябинскнефтепродукт". Эти структуры, работавшие до недавнего времени на товарном рынке самостоятельно, произвели реорганизацию и слились в локальную естественную монополию. "Предполагаем, что факт монополизации рынка торговли нефтепродуктами привел к ценовому сговору и беспрецедентному увеличению стоимости бензина всех фракций. Насколько правомерна, с точки зрения действующего законодательства РФ, реорганизация в форме слияния ООО "Лукойл-Челябинскнефтепродукт" и ЗАО "Байт"? И не усматривается ли в действиях руководства этих организаций ценовой сговор?" - спрашивают в своем запросе депутаты Законодательного собрания.

По данным комитета по политике цен, на середину мая средневзвешенная цена бензина А-76 в Перми составляла 2 рубля 20 копеек за литр, в Екатеринбурге - 2 рубля 50 копеек, в Кургане - 2 рубля 80 копеек, Оренбурге - 2 рубля 30 копеек, а в Челябинске - 3 рубля 60 копеек за литр. Аналогичная ситуация и по всем другим фракциям бензина. "Почему так происходит?" - требуют объяснений депутаты Законодательного собрания.

Ирина ВАСИЛЬЕВА.