04-07-2000


Петькины дети?

82-летняя златоустовская старушка уверена, что ее отец был ординарцем легендарного Чапаева

Кто не знает героя гражданской войны Василия Ивановича Чапаева и беззаветно преданного своему комдиву Петьку Исаева? Дмитрий Фурманов описал их в своей повести "Чапаев", в 1934 году был снят одноименный фильм, десятилетиями не сходивший с экранов. А уж по количеству сочиненных про них анекдотов Василий Иванович, Петька и его подруга Анка-пулеметчица превзошли всех героев популярного в народе и вечно живого жанра.

Между тем о реальной жизни этих людей известно немного. О командире 25-й стрелковой дивизии, сыгравшей значительную роль в разгроме войск Колчака летом 1919 года, имеются воспоминания и кое-какие документы. А вот реальных свидетельств о личности Петра Исаева почти нет. Что нам о нем известно? В повести Д. Фурманова читаем: "Петька - маленький, худенький черномазик, числившийся "для особых поручений". Молодым, быстрым в движениях, смуглым и даже чем-то похожим на цыгана описывает П. Исаева в своих воспоминаниях другой порученец Василия Ивановича - В. Графов (журнал "Урал" N 9 за 1978 год).

Однако Исаев - ненастоящая фамилия Петьки. Под ней он воевал и стал легендой. А на самом деле носил фамилию Кузнецова. И что самое удивительное - в Златоусте до сих пор живут и здравствуют две дочери Петра Семеновича - Нина Петровна Коваль и Анастасия Петровна Кузнецова.

Своего отца, умершего от незалеченных ран в 1921 году в селе Кундравы, они не помнят. Старшей, Нине, было в то время три года, Анастасии - всего два. Об обстоятельствах жизни отца в 1956 году им рассказала мать, Анна Кузнецова (в девичестве Голдырева). Спустя пять лет после этого в 72-летнем возрасте она скончалась. Ее прах покоится на Сорочьем кладбище в Златоусте, куда семья перебралась в 1952 году.

Анна поведала дочерям историю своего замужества. Жила она тогда в селе Новобелокатай на территории нынешней Башкирии и дружила с односельчанином Павлом Кузнецовым. Петр тоже заглядывался на Анну, но отбивать ее у старшего брата не решался. А когда Павла забрали в армию, заслал к девушке сватов. Та поначалу отказала. Ее смущала разница в возрасте: Анне было уже 28 лет, а Петру - всего 19. Но разве можно было устоять перед кавалерийским напором будущего порученца легендарного Чапая? Родители повздыхали насчет разницы в возрасте, а затем решили, что годы - не уроды, была бы между молодыми жизнь...

Брак был заключен в феврале 1918 года в селе Новобелокатай. Узнав о женитьбе Петра, старший брат ругнул его, но затем смирился: "Коли так получилось, я буду крестным отцом вашего первенца, только живите дружно!"

Полыхавшая в то время гражданская война охватила и Урал. Оба брата стали красноармейцами. Только Павел служил под своей фамилией, а Петр стал зваться Исаевым. Почему? Сейчас сказать трудно. В письмах он сообщал Анне, что сменил фамилию, вступил в партию большевиков, находится при комдиве Чапаеве.

Писал Петр и про свою фронтовую подругу. Рассказывал, будто Чапаев сначала хотел их поженить. А когда узнал, что его порученец - человек семейный и даже имеет детей, сказал: "Свадьбу не разрешаю, а хоть бы вы и слепились, я вас, тудыть твою мать, тут же и разлеплю!"

В одном из писем Петр просил у жены пуховую шаль. Анна отказала (времена были голодные, одежду меняли на продукты), о чем впоследствии жалела всю жизнь. Дочерям говорила: "Они жизнью своей рисковали, а я платок какой-то пожалела!"

Воевали чапаевцы невдалеке от родных мест, поэтому Василий Иванович иногда отпускал своего порученца погостить у молодой жены. В 1918 году у Кузнецовых родилась первая дочь - Нина, спустя год - Анастасия.

В 1919 году в бою под Лбищенском (так назывался до 1939 года нынешний город Чапаев, что в Уральской области Казахстана) легендарный комдив погиб. В повести Д. Фурманова порученец Василия Ивановича кончает с собой, посылая в сердце последнюю из оставшихся в нагане пуль. А в одноименном фильме погибает на берегу реки Урал, спасая своего любимого командира.

В реальной жизни все было иначе. Петру удалось избежать смерти. С очень серьезными ранениями он попал в Челябинск, в так называемую "красную больницу", из которой вскоре сбежал. Однако оправиться от ран чапаевскому порученцу так и не удалось. В 1921 году он умер. Похоронили его в Кундравах, на сельском кладбище. В 1922-м в могилу отца опустили гробик с дочерью Катей, умершей в шестимесячном возрасте.

Судьбу двух других дочерей легкой не назовешь. Женихи их погибли во время Великой Отечественной войны. Анастасия так и не вышла замуж, а Нина смогла устроить семейное счастье лишь в 1970 году, когда ей было уже за 50. Поэтому внуков у чапаевского порученца нет.

В семье не сохранилось ни одного его снимка - фотографии в тогдашних селах были редкостью. Желая узнать, как выглядел их отец, Нина Петровна проявила завидную настойчивость. Родственники отговаривали: "Грех это! Незачем тревожить душу покойника". Однако Н. Коваль не пожелала оставить затею: "Не с неба же мы свалились! Хочется посмотреть, каким он был".

В 1986 году Нина Петровна отправилась в музей В. Чапаева, расположенный в бывшем Лбищенске. И здесь узнала, что порученец комдива Петька был Исаевым. Когда она увидела его фотографию, едва не лишилась чувств: "Я-то думала, что отец - замухрышка, так себе мужичишка. А он красавцем оказался..." Музейные работники сочли, что Н. Коваль очень похожа на П. Исаева: левые уши у них имеют одинаковую форму.

После поездки в Уральскую область сестры поставили памятник на могиле отца в селе Кундравы. Его украшает портрет чапаевского порученца. Тот самый, привезенный из музея.

Евгений ПЕТРОВ

Дети своего времени

Комментарий корреспондента "Челябинского рабочего"

Прочитав материал Е. Петрова и познакомившись по его инициативе с Н. Коваль, я почти не сомневалась в идентичности Петра Семеновича Исаева и его тезки Кузнецова. Нина Петровна так в этом убеждена, что способна любого заразить своей уверенностью! Но публикация подобных фактов в печати - дело ответственное.

В 1989 году Н. Коваль передала в музей завода "Булат" записанные ею воспоминания матери, автобиографическое повествование о жизни самой Нины Петровны с описанием попыток установить личность отца, а также официальные ответы из Центрального музея Вооруженных Сил СССР. Сейчас эти документы хранятся в архиве городского краеведческого музея. Его сотрудники высказывают обоснованные сомнения в достоверности гипотезы, будто П. Исаев и П. Кузнецов - одно и то же лицо.

Действительно, документальных подтверждений этой версии нет. Отвечая Н. Коваль, в 1989 году начальник Центрального музея ВС СССР писал, что не располагает сведениями о том, будто П. Исаев был на самом деле Кузнецовым. В другом письме музейщики упоминают М. Попову, служившую в чапаевской дивизии и лично знавшую Василия Ивановича, его семью и П. Исаева: "Пока была жива, Мария Андреевна отвечала тем, кто считал своих родственников похожими на Петьку из кинофильма "Чапаев". Мы такой возможности не имеем".

Не в пользу версии свидетельствует и биография Петра Исаева, опубликованная в книге "Говорят чапаевцы". Он родился в 1890 году в Самарской губернии и в царской армии дослужился до унтер-офицера. Последний свой подвиг совершил в Лбищенске 5 сентября 1919 года. А через два месяца после гибели награжден орденом Красного Знамени.

Все перечисленные здесь доводы "против" Нине Петровне наверняка знакомы. Но старой женщине, судя по всему, очень хочется верить: ее отец - тот самый героический Петька.

С научной точки зрения, Нина Петровна не права. Но понять ее можно. Как и Петр Исаев, ее отец воевал и умер совсем молодым. Как многие их сверстники, они с сестрой досыта хлебнули сиротского лиха. Чтобы спастись от голода, в 30-е годы мотались с матерью из одного колхоза в другой. Жизнестойкость и трудолюбие этого поколения не могут не восхищать. Нина Петровна в 42 года овладела профессией токаря. Трудилась до 69 лет! Так что сестры Кузнецовы - дети своего времени. Тем и интересны.

Ольга АЙЗЕНБЕРГ