04-08-01


Транссиб: мост из прошлого в будущее

27-29 июля в Москве состоялась международная конференция "Роль Транссиба в развитии российской и мировой экономики", посвященная 100-летию Транссибирской железнодорожной магистрали и 150-летию открытия железнодорожного сообщения Санкт-Петербург-Москва. В ней приняли участие начальник ЮУЖД Юрий Дьяконов и 250 южноуральских железнодорожников.

Стройка века

Самым именитым юбиляром XXI века в России, пожалуй, стала Транссибирская железнодорожная магистраль. Она связывает сегодня настоящее и будущее промышленной и развитой России. 100 лет, пролетевшие со дня окончания строительства Транссиба, вместили в себя освоение дотоле неизведанных богатых уральских и сибирских земель и ответный мощный рывок в развитии экономики страны, строительство грандиозных технических сооружений. Только через Обь, Иртыш, Енисей, Амур было возведено 28 уникальных мостов, всего же около 400 мостов соединили различные участки Транссиба. В общем, на строительство Транссибирской магистрали ушло 13 лет. Рабочее движение на ее отдельных участках началось в 1893 году. В 1901 году Транссибирское кольцо, которое сооружалось с двух сторон, из Челябинска и Владивостока, сомкнулось. Его протяженность достигает почти 10 тысяч километров. Участок Южно-Уральской железной дороги в Транссибе - это 900 километров.

Президент в МПС и Центре управления перевозками

Сейчас ежегодно Транссиб пропускает 200-300 тысяч грузовых контейнеров. В будущем эта цифра должна увеличиться до 1 миллиона грузовых единиц. Эти и другие возможности Транссибирской магистрали обсуждались 27-29 июля в Москве на международной конференции "Роль Транссиба в развитии российской и мировой экономики". Организовывалась она Министерством путей сообщения. В первый день работы в МПС побывал президент страны Владимир Путин, что особенно значительно, если заглянуть в историю. Российские правители ни разу не навещали железнодорожное ведомство. В своем выступлении в МПС Владимир Путин отметил: инвестиции в собственные программы у железнодорожников весьма значительны по сравнению с другими отраслями. Особенно он подчеркнул, что отечественному железнодорожному транспорту присущи сохранность перевозимых грузов, повышение производительности труда, забота о людях, независимо от их общественного положения. 27 июля президент также побывал в Центре управления перевозками МПС. За считанные секунды огромные мониторы ЦУПа выдали Владимиру Путину информацию о том, что сейчас происходит на Дальнем Востоке, в Кузбассе и на Череповецком металлургическом комбинате. В этот же день Президент России наградил лучших отечественных железнодорожников, в том числе трех работников ЮУЖД. Станционный диспетчер станции Бердяуш Раиса Петрова получила медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Учителю средней школы N 10 станции Полетаево Владимиру Дмитриеву президентом присвоено звание "Заслуженный учитель Российской Федерации", начальнику городской товарной станции Магнитогорск Любови Безменовой - звание "Заслуженный работник транспорта Российской Федерации".

Транссиб удлиняется и информатизируется

Первый день работы конференции проходил в Центре международной торговли. Начальник ЮУЖД Юрий Дьяконов и 250 наших делегатов работали в эти три дня во всех секциях форума. Одновременно в четырех пресс-залах обсуждалось множество вопросов: роль транспортных коридоров в глобализации мировой экономики, перспективы развития технических средств железнодорожного транспорта, новые информационные технологии, экономические, правовые и социальные аспекты работы отечественных железных дорог. Речь, звучащая на шести языках, казалось, становилась понятной и без аппарата-"переводчика" после несколькочасового вращения в русско-английско-финско-японско-немецко-корейской среде. Журналисты перетекали из одного зала в другой и находили ответы на вопросы, минуту назад возникшие на заседании в соседней секции. На заседании, которое вел первый заместитель министра путей сообщения РФ Александр Целько, рассматривались возможности Транссиба как главного мирового транспортного коридора. Простейшие арифметические сравнения: в 1998 году из стран Тихоокеанского региона в Западную Европу через Транссиб было перевезено 15 тысяч контейнеров, в 1999-м - более 22 тысяч, в 2000 году - почти 40 тысяч контейнеров. Причем морем груз из российского порта Восточный в Западную Европу через Транссибирскую магистраль доставляется на две недели быстрее, чем морским путем. Соответственно грузополучатель на столь оперативной доставке экономит и огромные деньги. По Южно-Уральской железной дороге, которая является западными воротами Транссиба, контейнерный поезд движется со скоростью 1200 километров в сутки, отмечал в своих интервью на конференции начальник ЮУЖД Юрий Дьяконов. Подобная скорость доставки груза на место назначения морским перевозкам недоступна. И возможности Транссиба в ближайшие годы только расширятся. Как отметил Александр Целько, самая крупная в мире железнодорожная магистраль соединится с Транскорейской магистралью, через мост или тоннель продлится до Хоккайдо, а с европейской стороны ее дальнейший путь проляжет от польского города Катовице до чешского Богумина. В этих европейских форпостах будут созданы контейнерный терминал и логистический центр. По оценке участвующего в работе конференции заместителя начальника отдела внешних связей Института экономики Северо-Восточной Азии Хисаси Сато, продление Транссиба в восточную сторону позволит грузопоток из Японии и Кореи со значительной экономией времени доставлять на материк. Правда, при самых блестящих оценках российских и иностранных экспертов, возникает законный вопрос: как при пересечении границ стран поезда переходят сейчас и будут переходить на другой размер путевой колеи? На границах России с другими странами на переход состава с одного размера путевой колеи на другой затрачивается около 5-7 часов. Такая же проблема существует в европейских странах, например, в пограничных Франции и Испании. Гость московской международной конференции, руководитель испанского проекта "Тальго" Фернандо Туррион рассказал о разработках своей компании на секции, где обсуждались перспективы развития технических железнодорожных средств. Российской аудитории были предложены современные механизмы перевода железнодорожного состава на другую колею. Они столь оперативны и совершенны, что пассажирский поезд, проходящий через процедуру сужения или расширения осей колесной пары, даже не делает остановки. Подобные чудеса техники придут на российские железные дороги в самом ближайшем будущем. Также отечественную железнодорожную отрасль ожидает настоящий переворот в сфере информационных технологий. В рамках работы секции, которой руководил первый заместитель министра путей сообщения Александр Мишарин, много говорилось о грамотно выстроенной технологии управления железнодорожным транспортом, о выборе партнеров - компаний, лидирующих в сфере информационных технологий. МПС за последние годы создало богатейшую информационную базу, объединило железные дороги оптико-волоконной сетью, которая обладает оперативнейшими пропускными способностями. На российских железных дорогах сконцентрировались десятки современнейших информационных программ, таких как "Экспресс-3". А находящиеся на вооружении информационные ноу-хау в конечном счете и обеспечивают безопасность движения поездов - главный показатель грамотного управления перевозками на отечественных магистралях. Применение информационных технологий позволяет эффективно эксплуатировать всю железнодорожную инфраструктуру и сдерживать тарифы на грузовые и пассажирские перевозки.

Будущее Транссиба обсуждалось в Кремле

Второй день работы конференции, 28 июля, прошел уже не на министерском, на общегосударственном уровне. Историческое и экономическое значение Транссиба, его интеграция в будущее обсуждались в Кремлевском Дворце съездов. В работе конференции приняли участие председатель Правительства РФ Михаил Касьянов, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Егор Строев, Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, мэр Москвы Юрий Лужков. Открыл заседание министр путей сообщения РФ Николай Аксененко. В своем докладе он особенное внимание уделил Сибири и Дальнему Востоку - ключевым регионам не только Транссиба, но и всей страны. Их геополитическая и экономическая значимость, по словам министра, всегда находилась в прямой зависимости от развития железнодорожного сообщения. Николай Аксененко представил основные направления и тенденции роста Транссибирской магистрали как составной части сети международных транспортных коридоров. Особенно министр путей сообщения подчеркнул экономическую выгодность транспортировки грузов через Транссиб по сравнению с морскими маршрутами. Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Касьянов в своей приветственной речи также выделил важность Транссиба для развития российской и мировой экономики. "В стране с такой огромной территорией, - заявил премьер-министр, - гарантом экономической и политической безопасности могут быть только железные дороги".

Патриарх Московский и Всея Руси отметил социальную и духовную значимость Транссибирской магистрали. По словам Алексия Второго, благодаря Транссибу произошло сближение духовного пространства тысяч людей из самых отдаленных уголков земли.

Челябинский локомотив выставлялся в Москве

29 июля работа конференции продолжилась на выставке "Российские железные дороги - сегодня, вчера, завтра", которая была развернута на территории ремонтно-экипировочного депо Московской железной дороги. Среди выставленных на параде железнодорожных технических новинок "экспонат" Южно-Уральской железной дороги занял одно из интереснейших мест. Электровоз постоянного тока ВЛ10 был создан на основе устаревшего ВЛ10 Челябинским электровозоремонтным заводом в начале 2001 года. Возрожденный локомотив оборудован принципиально новой электронной системой управления, просторными кабинами с новыми пультами управления. Модернизированная часть ВЛ10 позволяет сегодня развивать скорость движения до 120 километров в час. Московская железная дорога также выставила на международное обозрение высокоскоростной электропоезд "Сокол-250". Другие железные дороги представили на выставку "экспонаты", разные по своему назначению: от системы продажи билетов и управления пассажирскими перевозками "Экспресс", образцов волоконно-оптического кабеля до специализированных грузовых полувагонов.

Международная конференция, посвященная главным юбилеям отечественной железнодорожной отрасли, завершилась так быстро, что нам, рядовым участникам, по прошествии нескольких дней не верится: в три дня вместились великая история, жесткая оцифрованная современность и стремительное, продвигающееся на тысячи километров, преодолевающее государственные и языковые границы будущее Транссибирского кольца.

Татьяна ИЗОТОВА,

Юлия КАСИМОВА