04-08-01
Лидия САДЧИКОВА
Челябинск
Благодаря электронной почте я всегда в курсе дел своих заграничных приятелей. Сообщения долетают мгновенно, как и фотографии. Одна моя знакомая, в прошлом - челябинская учительница моего сына Людмила Алямкина, ныне живущая в США и носящая фамилию своего мужа Бали, периодически радует меня видами тамошней природы, а также своим изображением на фоне обожаемого ею дома и столь же обожаемого супруга. Оба они уже, мягко говоря, не молоды, у обоих - взрослые дети. Поэтому я крайне удивилась, когда получила снимок Людмилы в интересном, как у нас говорят, положении: с беременностью месяце этак на девятом. Пару недель до того она присылала фотографии, сделанные во время их поездки в Лас-Вегас и там не было никакого намека на беременность. Как же так? В ответ на мое недоумение Людмила написала: мол, в Штатах изобретен метод срочного вынашивания беременности. И приложила снимок, на котором она... с новорожденным младенцем, причем негритянской наружности, в то время, как ее супруг Джон - стопроцентно белый. "В Америке, - предвосхитила она мой вопрос, - по желанию выбирают и цвет кожи ребенка".
Я предположила, что новорожденного Людмила "одолжила" у соседей, а "беременность" - какой-то фотофокус. В следующем послании она раскрыла свой секрет.
Работая по контракту переводчицей в организации "Совет Айовы по международному пониманию", Людмила сопровождает российские группы. На этот раз ей выпало сотрудничать с медиками. Одним из пунктов их пребывания был Центр по планированию семьи.
Сразу скажу, что подобные центры есть и в России, и у нас в Челябинске. Но, во-первых, они не имеют тех технических ресурсов, о которых поведала мне Людмила, во-вторых, отличаются программами, делая упор в основном на борьбу с бесплодием и предупреждением нежелательной беременности. Как вести себя женщине во время вынашивания и как ухаживать за новорожденным - эти пункты в России, как правило, на совести участкового гинеколога, педиатра и патронажной сестры.
Четыре доктора и три миллиона пациентов
Американская организация "Планирование семьи", как рассказала Людмила, создана в масштабе государства, но в каждом штате действуют свои филиалы. Их представители на уровне своих конгрессов, а также в конгрессе федеральном, пробивают средства на расширение работы с женщинами в разных странах мира. Увы, людей невежественных по отношению к собственному здоровью, хватает повсюду.
В Айове действуют 17 консультационных отделений Центра планирования семьи. Население штата - около 3 миллионов человек. Головной центр - клиника со всей администрацией и прочими атрибутами - находится в столице штата. В клинике - четыре врача, которые курируют 17 центров для консультационной работы с населением, осмотра, абортов. Еще три доктора - семейные, они осматривают пациентов и делают аборты. Еще гинеколог - для более специфических случаев. Цифра "четыре" в соотношении с трехмиллионным населением может привести в замешательство. Но все дело в разнице подготовки медперсонала в США и России. В США есть медсестры с такой квалификацией (они учатся своей профессии по пять-шесть лет), что работают самостоятельно. В Айове, в Центре планирования семьи, 14 таких сестер. Когда нужна консультация специалиста, приглашается гинеколог. Психологи сотрудничают с этим Центром по контракту.
В Айове Центр планирования семьи создан в 1934 году, он обслуживает айовцев всех возрастов и обоего пола. Расположен в одноэтажном здании, которое охраняют. И не случайно, потому что в Центре делают аборты, а это для США вопрос политический. Он обсуждается на всех уровнях и всеми, кому не лень: политиками, преподавателями, обывателями, религиозной общественностью... Было время, когда противники абортов митинговали у клиник, покушались на врачей, известны случаи убийства медиков. Поэтому в здании центра все двери закрываются на замок: выйти можно, а войти - только с ключом, если ты сотрудник. Или по предварительной договоренности о приеме. Мужчины обслуживаются в основном в тех случаях, когда необходимо пройти курс лечения вместе с женой или партнершей. Или если необходима вазэктомия - иссечение семявыносящего протока. В США - нормальное явление, когда стерилизуют не женщину, что намного дороже, а мужчину.
Все начинается с просвещения
В центре оказываются и обычные медицинские услуги, подобно тем, что есть в российских женских консультациях. Специальный штат сотрудников занимается разработкой программ санитарного просвещения по вопросам сексуальной жизни, здорового образа жизни и т.д. Они рассчитаны на все возрастные категории, начиная с дошкольного возраста. Этим занимается так называемый Центр ресурсов. Он находится в другом здании, где есть библиотека, видеотека и масса наглядных пособий. Например, различные муляжи. Половой орган женщины сделан из ткани довольно веселой расцветки по принципу куклы, которую можно надеть на руку и "поиграть". Подобная наглядность применяется для работы с малышами и с теми, кто подвергся сексуальному насилию, чтобы пощадить и без того травмированную психику. Есть муляжи, изготовленные в натуральную величину из особого материала, который делает их настолько реальными, будто это "богатство" только что у кого-то ампутировали. Муляжи молочной железы и "мужского прибора" с узлами раковой опухоли - для работы с женщинами и мужчинами разных возрастов по программе профилактики и раннего обнаружения рака.
Есть программы для работы с женщинами "второй молодости", входящими в возраст климакса. Есть еще программы по заболеваниям, передающимся половым путем, другим социальным болезням, их профилактике. Их методики очень интересны и помогают без назиданий и "страшилок" вести разговор о жизненно важном, что, независимо от национальности и страны, волнует всех и каждого. Учитывается и то, что многие иммигранты из стран третьего мира вообще понятия не имеют о том, как устроен их организм, что там, внутри, происходит в разные моменты жизни. Поэтому центр старается иметь в арсенале литературу на разных языках. А это не так-то просто, как кажется.
Есть разные программы для подростков. Существует подростковый театр, который ставит спектакли по ими же написанным сценариям. Темы? Да все, что волнует молодежь в данный момент. Разумеется, самое большое место занимают в их репертуаре постановки на сексуальные темы. Подростковый театр доносит до своей аудитории то, что ее, эту аудиторию волнует. Спектакли пользуются большим успехом. Следует заметить, что не все школы приветствуют программы, которые предлагает им центр. Во многих учебных заведениях этих просветителей и на порог не пустят. Зато другие школы активно сотрудничают по вопросам полового воспитания и просвещения.
Особый разговор о работе с "проблемными" подростками - девушками. Тут целая политика: например, сообщать ли родителям о беременности девочки или хранить конфиденциальность? Все в соответствии с законами Айовы. Нарушать их - себе дороже. Чуть что - сразу же в суд!
Этот же центр занимается вопросами усыновления или удочерения. Если женщина не хочет делать аборт, но и ребенок ей не нужен, она рожает, и центр решает проблему с передачей ребенка приемным родителям.
Кукла с компьютером
Интересны возможности для профилактической работы по предупреждению беременности. Программы составлены так, что направлены не только на предохранение, но и предусматривают разговор о нравственности, о поведении в обществе, об умении вовремя сказать "нет" всякого рода вредным привычкам, об отношениях между юношей и девушкой, о семейных взаимоотношениях, уважении чувств и прочем. Имеется даже элемент некоего "устрашения". Искусственные "дети" и фартук, имитирующий беременность, - для сексуально активных подростков: чтобы они задумались о подстерегающих их последствиях, если решат начать половую жизнь.
Вообще-то фартук и кукла используются на занятиях в школе беременных, которые, как правило, проводятся в больницах другими независимыми агентствами и организациями. Беременные женщины и их мужья получают столько информации, что просто диву даешься, как тщательно готовят их к родам. Если женщина не чувствует себя готовой к материнству, ей предлагается несколько теоретических и практических уроков. Дают на дом куклу, изготовленную в натуральную величину младенца трех- либо шестимесячного возраста и одного года. В куклу вкладывается программа, и она закрывается на ключ. "Бэби" может начать плакать без перерыва, а женщина должна понять причину плача. Кроме того, "ребенка" надо кормить, пеленать. Для этого выдается и комплект белья, и коляска, и прочие детские принадлежности. Мамы, конечно, помнят, как иногда раздражает плач младенца, особенно, если хочется спать - ну, прямо сил нет! В таком раздраженном состоянии иные женщины остервенело трясут свое дитя. Вот тут-то компьютер и запишет все их действия, которые в Америке характеризуются как насилие над ребенком, за что милая мамаша в реальной жизни может загреметь в суд! Есть даже такое понятие, как "синдром тряски": когда малыша укачивают так, что у него буквально мозги набекрень, ребенок получает нешуточную травму головенки, что иной раз приводит к смерти младенца. В США немало прецедентов такого рода. Компьютер, упрятанный в кукле, зафиксирует, оставался ли ребенок без присмотра, вовремя ли "мамаша" реагировала на его плач, правильной ли была ее реакция.
Этот метод применяется и в работе по предупреждению нежелательной беременности. Юные девушки, подержав такую куклу дома хотя бы несколько дней и поносив фартук на занятиях всего лишь часок-другой, задумаются о том, готовы ли они к материнству.
Фартук используется еще для того, чтобы и мужья поняли, что такое - быть беременной. Вес фартука варьируется в зависимости от срока беременности. Пусть муж почувствует, каково с таким весом садиться и вставать, надевать и снимать обувь, проделывать другую работу, которую ему предложат во время учебы.
Готовят и ребятишек к тому, что у них появится братик или сестренка. Ребенку внушают, что мама не перестанет его любить, просто придется заботиться не только о нем, но и новом человечке. Появление нового члена семьи - определенный стресс для старшего ребенка.
Откуда деньги?
Россияне, прочитав этот рассказ, могут сделать вывод: мол, в богатой стране все доступно и все возможно. Это и так, и не так. Конечно, деньги дают простор в выборе средств. Однако их не хватает порой даже и в такой богатой, как США, стране, по крайней мере, по словам специалистов, вовлеченных в работу этого центра. Он финансируется из федерального бюджета и бюджета штата. Кроме этого, центр занимается фандрейзингом - это слово теперь и в русский язык вошло. Оно означает сбор средств разными методами. Центр пишет заявки на гранты (программы, под которые выделяется безвозмездный кредит штатом, государством или крупными компаниями) и под них получает деньги. Cпонсоры, или, как их называют, доноры, дают деньги. Случается, немалые средства центру передают по завещанию совсем незнакомые люди. Годовой бюджет центра - около 9 миллионов долларов. Что, в общем-то, не очень и много по американским стандартам. Центр - это структура некоммерческая, поэтому зарплаты у его сотрудников небольшие, но люди, работающие за идею, есть не только в России. В Америке они тоже есть. n