04-08-01


Лающий мальчик

На пустыре за пятиэтажкой мальчик играл с черной собачкой. Бросал ей палку и кричал "апорт!" К ним подбежала другая собака - помесь "кавказца" с дворнягой и тоже стала хватать зубами палку. Мальчик попытался отогнать нахальную псину, но та не отходила. Заметив меня, вежливо произнес: "Простите, пожалуйста, по-моему, это ваша собака. Не затруднит ли вас позвать ее к себе?"

Не правда ли, идиллическая картинка? Только ничего этого не было. Нет, пустырь имелся, а на нем пацан лет 14 с двумя псами. Но он не вякал "интеллигентными словечками", а, наоборот, орал благим матом: "Эй, ты, та-та-та, забери собаку, та-та-та, я тебе говорю, та-та-та, чего морду воротишь, та-та-та?!" Я действительно воротил морду, то есть оглядывался, чтобы узнать, к кому именно обращен матерный ор, поскольку к "кавказцу" я не имел ровно никакого отношения. Но сзади никого не было. Значит, лающий мальчик имел в виду именно меня:. Матерный язык я знаю, сам им пользуюсь, но тут понял, что по сравнению с этим резвым подростком я всего лишь жалкий приготовишка. И не только я: Мимо проходили двое мужиков с соседнего завода. Даже они остановились послушать. "Во, дает, - завороженно сказал один, - сразу видно, что сын начальника".

Логики в рассуждениях рабочего я не просек: почему, собственно, выражаться может лишь сын начальника? Дальнейшее мое расследование прояснило, что мать у мальчика учительница. И отец нормальный. В школе мальчик ведет себя примерно, взрослым не грубит. Зато на улице с незнакомыми людьми не знает удержу. Истоки такой трансформации обычного школьника в дворового хама я попытался прояснить в беседе с психологом-консультантом центра психолого-педагогической помощи Олегом Калачкиным.

- Поведение этого ребенка - отражение модели, усвоенной от родителей, - сказал консультант. - Значит, именно таким путем они решают свои конфликтные ситуации. На людях держатся в рамках приличий, а дома, как сейчас модно говорить, - "отвязываются". Вот эту двойственность мальчуган и исповедует. И еще. Нередко, когда ребенок подходит к родителям с какой-то проблемой, то вместо объяснений от него отмахиваются: "Отстань!" Это он тоже усвоил. В вашем случае он точно так же отреагировал: ему помешала собака, и мальчик отмахивается от проблемы, не желая выяснить, каким образом она возникла. А тут как раз вы и подвернулись. Вот он и перенес на вас решение его проблемы. Внешняя маска благополучного мальчугана слетела, и он предстал тем, кто есть на самом деле. Здесь налицо распространенная ошибка родителей. Они хотят воспитать своего ребенка хорошим человеком. Но это не получится: нельзя воспитать свое чадо лучше, чем вы есть сами.

На вопрос, можно ли перевоспитать юного матерщинника, сделать из Савла Павла, психолог ответил уклончиво.

- В любом воспитании есть элемент насилия. Откуда мы знаем, что принес с собой в этот мир ребенок, чтобы его учить нашим правилам? Он индивидуален, у него свой взгляд на жизнь. Суть воспитания - это раскрытие в человеке его самого. Отслеживать то, что ему нравится и давать возможность развивать именно эти черты его натуры. "Не говорить: ты должен то-то и то-то. Слово "должен" сразу же вызывает чувство отторжения. Мы не доверяем своим детям и пытаемся им навязать собственную прожитую жизнь. А у них она своя, и они хотят прожить ее сами. Спросите, а как же ответственность за ребенка, за его будущее? Если мы берем ответственность за ребенка, то он с себя снимает свою ответственность. Зачем ему контролировать себя, когда другой в лице папы или мамы взялся решать его проблемы?

Все это очевидно, верно. Но верно и другое: почему-то дети неславянских народов никогда не повышают голоса на старших, а, напротив, слушаются их. Вспомнился давний случай в Уфалее: В маленьком зале автостанции бузили несколько башкирских пацанов: прыгали по скамейкам, боролись, кричали. Дверь открылась, и вошел бомжеватого вида старик. Глянул на озорников, стукнул по полу палкой и что-то тихо, но твердо сказал на родном наречии. Те мгновенно вскочили, выстроились рядком, поклонились и один за другим вышли вон.

Я не знаю, что будет с тем мальчиком. Скорее всего, однажды он напорется на другого хама и получит за свое сквернословие и нахальство по зубам. В прямом и переносном смысле слова. Может быть, тогда задумается о непродуктивности линии своего поведения. Может, и эти мои размышления его поправят. Во всяком случае, когда милый мальчик узнал, что я собираюсь рассказать о нашей с ним встрече на страницах газеты, он заплакал. Будем надеяться, что это были слезы не страха, а глубокого внутреннего раскаяния. В противном случае, его постигнет судьба другого лающего мальчика - из повести Лагина "Старик Хоттабыч". n

Виктор РИСКИН,

собственный корреспондент