04-08-05


Три степени свободы

Всероссийский форум в Орле был посвящен проблемам образования пожилых людей

Лидия ПАНФИЛОВА

Орел - Челябинск

Губернатор Орловской области Егор Строев прислал участникам форума поздравление и огромный торт, который, впрочем, оказался несколько приторным на вкус. Такими же приторными, на мой взгляд, выглядят попытки власть предержащих представить пожилых россиян как сентиментальных старичков, ностальгирующих по прошлому и нуждающихся исключительно в сочувствии и жалости. Исследования ученых говорят, что это, мягко говоря, не совсем точный образ. Большинство сегодняшних пожилых - хорошо образованные люди. Поскольку они воспитаны в советскую эпоху, у них сильно чувство ответственности, они общительны, трудолюбивы и хотят быть полезными.

Создавая условия для улучшения жизни людей "третьего" возраста, вовлекая их в образовательный процесс, можно во многом изменить российскую действительность. Тем более что старики, как никакая другая категория населения, тянутся к знаниям. Доктор филологических наук, профессор, ректор Челябинского народного университета Л. Шкатова объясняет это тем, что люди "золотого возраста" обладают тремя степенями свободы: свободой времени, кошелька и свободой от клише и штампов.

Немецкий опыт

Форум в Орле проходил при финансовой поддержке Института международного сотрудничества немецкой Ассоциации народных университетов.

- Идея создания системы доступного образования для взрослых, включая пожилых, зародилась в Германии сразу после второй мировой войны, - говорит санкт-петербургский представитель этой организации Ольга Агапова. - Немцы задумались, почему один человек смог одурачить целую нацию. И пришли к выводу, что нация была недостаточно образованной. Противостоять политическому авантюризму может только культурный и самодостаточный человек. И тогда было принято решение создавать народные университеты, частью которых стало образование пожилых. Ведь Европа стремительно стареет, и пожилые люди - большая и очень влиятельная часть общества. Сегодня народные университеты (их больше тысячи) охватывают все сферы жизни. Если, к примеру, вы боитесь пенсионного возраста, то можете получить здесь предпенсионную психологическую подготовку, заняться физкультурой или рукоделием, выучить право, овладеть иностранным языком. Главные принципы обучения - комфортность и равноправие. Учитель и ученик - партнеры, совместно добывающие истину. Цель занятий - гармонизировать отношения человека с миром, привить ему демократические ценности. Как правило, обучение проходит в виде ролевых игр, в процессе которых аудитория проигрывает различные ситуации, подыскивает аргументы "за" и "против", и в результате неосознанный поначалу выбор человека становится более обоснованным и зрелым.

- Наверное, в богатой Германии можно занимать стариков рукоделием. В России актуальнее вопрос пенсий:

- Мы некоммерческая организация и находимся вне политики, помогая человеку найти истину внутри себя. Об этом говорили еще древние: сделай счастливой свою жизнь, и тогда твои близкие тоже станут счастливыми. Помимо этого мы учим людей определять цель и формулировать свою жизненную позицию. И пожилые, которых чиновники считали бестолковыми и тотально агрессивными, начинают вступать в цивилизованный диалог с властью, добиваются от нее выполнения обещаний, реально ее контролируют. В обществе снимается социальная напряженность, старики реже болеют и обращаются к врачу. Сейчас наша цель - научить российских партнеров методикам, подготовить кадры, показать эффективность образовательных проектов, чтобы механизм заработал самостоятельно.

Кроме того, работа в России для Германии - в определенном смысле акт покаяния за горе, нанесенное немцами в годы второй мировой войны, - продолжает Ольга. - В этом плане очень интересен опыт челябинцев, издавших книгу воспоминаний людей, перенесших ужасы войны. Среди них и русские, и немцы. Вы-плескивая пережитое на страницы своих воспоминаний, они переплавляют горе в очищающем пламене творчества и находят в себе силы для того, чтобы понять и простить:

Круги на воде

Книга воспоминаний - один из последних проектов коллектива информационно-обучающего центра челябинского городского общества "Знание". Руководитель ИОЦ Н. Седачева говорит, что главная заслуга здесь принадлежит писателю и краеведу Кириллу Шишову, который задал своим подопечным установку - писать только правду, только то, что дорого сердцу. И получилась потрясающая по искренности книга простых людей, не имеющих никакого отношения к литературе. Книга заинтересовала немецких партнеров. Прочитав ее, они решили написать свои воспоминания о войне. Несколько историй уже переведены на русский. Обсуждение превратилось в исповедь представителей двух стран. Их отцы сражались друг против друга, но дети и внуки хотят жить в мире. И совместный проект писательства во многом этому содействовал.

Если же говорить о предыстории работы с пожилыми, то все началось в 1997 году. Информационно-обучающий центр получил грант на реализацию первого в Челябинске образовательного проекта для пожилых. После коротенького объявления на радио в здание по улице Воровского, 5, хлынул поток пожилых людей. Все они горели желанием учиться:

Со следующего года эта работа стала вестись на постоянной основе. Немецкие партнеры из Института международного сотрудничества оценили профессионализм сотрудников ИОЦ, появились доверие друг к другу и, конечно, новые разработки, факультеты, практические школы. Слушатели учатся шить, вязать, плести кружева, делать украшения из кожи, бисера, камней, встречать праздник без денег, переносить беду, бороться со стрессами, помогать себе при гипертонии, постигать основы визажа, ИЗО, журналистики, узнавать и заготавливать лечебные травы, быть гражданами своей страны (с 2000 года в рамках проекта "Тасис" началась работа по расширению участия пожилых людей в процессах, содействующих демократическому развитию России) и при этом - общаться, помогать друг другу, по-новому выстраивать свои отношения с людьми и миром.

- Сознанию многих пожилых россиян свойственна мифологическая уверенность в том, что добродетели должны вознаграждаться, - говорит Н. Седачева. - А если человек отдал жизнь детям, внукам или, предположим, родному заводу и ничего за это не получил, то он впадает в депрессию. Мы учим, что судьба - это право личного выбора человека, и нужно уважать это право, а не рассчитывать на какую-то плату. Это принципиально иная позиция, которая помогает пожилым людям более реально оценивать жизнь и свое место в ней.

За семь лет работы информационно-обучающий центр изменил сознание многих сотен пожилых южноуральцев. Тем не менее за количеством здесь не гонятся, предпочитая качество обучения. Расчет делается на то, что каждый из слушателей обязательно расскажет о новых знаниях своим друзьям и знакомым, а те, в свою очередь, своим знакомым, и таким образом знания будут укореняться. По-научному это называется "эффект кругов по воде".

Встречи и судьбы

Каждый из участников форума привез свои наработки. У новосибирцев это проект "Сам себе банкир", в рамках которого пожилые люди учатся финансовой грамоте и в итоге умеют читать банковские рейтинги, пользоваться пластиковыми картами, разбираться в страховании вкладов, а главное, хранить деньги не в кубышках, где их подтачивает инфляция, а в банках, да еще под более высокий процент. Северодвинск известен работой с пожилыми, проживающими в сельской местности. Курский "университет сеньоров" славится своим музеем рушников, на базе которого занимаются любители шитья. Народный университет пожилого человека при центральном лектории областного общества "Знание" Челябинска потряс участников форума "рукодельной" экспозицией, свидетельствующей о высоком уровне обучения слушателей.

Но, пожалуй, самое интересное - встречи людьми. Г. Домникова из поселка Хомутово Орловской области восемь лет руководит народным театром, в котором наравне с молодежью играют пожилые актеры, и счастлива своей востребованностью. Н. Пронин - в прошлом прокурорский работник, выйдя на пенсию, переехал в поселок Петелино под Тулой и очистил от грязи и мусора дубовую рощу. Работал один, а когда появлялся кто-нибудь из односельчан, прятался - говорит, неловко самочинствовать, я же не лесник, а простой пенсионер. Орловчанин Е. Иванов раньше сводки носил в местные газеты, болел постоянно, лежал в больницах. Потом заинтересовался оздоровительными системами, свое здоровье поправил, а затем предложил свои услуги обществу "Знание". "Да у нас с деньгами сейчас туго", - говорят ему. "Не надо никакой оплаты, я так:"

Самая известная участница, она же одна из инициаторов и организаторов форума, а также его ведущая - Т. Кононыгина. Она возглавляет областное общество "Знание" в Орле и является единственным в России ученым, защитившим диссертацию по проблемам геронтообразования. За гражданские инициативы в развитии сотрудничества между Россией и Германией недавно награждена премией Роберта Боша.

Лед тронулся?

Один из участников форума рассказал мне теорию новосибирского ученого: в условиях катастрофически сокращающегося населения России страна очень скоро почувствует колоссальную нехватку рабочих рук. И вот тут-то и пригодится опыт пожилых, которых можно задействовать во многих областях хозяйства. Эта точка зрения небесспорна, но ясно одно - если мы хотим считать себя полноправными членами Европейского сообщества, проблему геронтообразования необходимо решать.

И она понемногу решается. Вице-губернатор Орловской области А. Лабейкин в своем выступлении на форуме сказал о том, что идея образования для пожилых вписывается в государственную концепцию непрерывности образования. Представитель московской организации общества "Знание" Н. Снегирева рассказала о перспективах, связанных с подготовкой закона о просветительстве. Не дожидаясь думских законов, многие регионы в той или иной степени уже финансируют образовательные программы для пожилых. Это Яро-славль, Киров, Псков, Челябинск. Рождаются интересные проекты сотрудничества пожилых людей с обществом. Например, уже упомянутая мной профессор Л. Шкатова вынашивает идею воспитания в рамках народного университета школы оппозиции. Планируется, что это будут встречи слушателей с представителями власти, в ходе которых у них будет формироваться гражданское правосознание, с другой стороны, власть будет знать, что думает о ней народ.

Вместо эпилога

Российских пенсионеров деликатно называют представителями "третьего" и даже "золотого" возраста, "сеньорами", носителями традиций и опыта. На мой взгляд, понятие старости вне лингвистики и даже физиологии. Сегодня это во многом вопрос культуры и степени образования. А вот забота о старости - из арсенала нравственных категорий и ориентиров. Не позабыты ли они у нас? Ответ на этот вопрос каждый из нас в свое время узнает лично. Как говорится, все мы там будем: