04-08-99
Водителям-испытателям Уральского автозавода и работникам отдела вневедомственной охраны Миасского УВД довелось поучаствовать в интереснейшем проекте. 14 июня на вахтовом автобусе "Урал" они выехали в Москву. Там встретились с чилийскими телевизионщиками, которых миасцы потом везли и охраняли вплоть до бурятской столицы Улан-Удэ. Далее чилийцы продолжили свое путешествие на поезде, отправившись в Монголию и Китай. А водители-испытатели П. Германов и Г. Семенов под охраной А. Кузнецова и Н. Тимохина на днях вернулись домой "своим ходом", увидев родную страну "от Москвы до самых до окраин".
Дети разных народов
Инициатором и продюсером проекта стал чилийский кинорежиссер С. Аларкон. Впрочем, он более известен в России, чем у себя на родине. В конце 60-х Себастьян приехал в Советский Союз, поступил во ВГИК. Его наставником был знаменитый кинодокументалист Р. Кармен. В сентябре 1971 года, когда С. Аларкон учился на четвертом курсе, в Чили произошел военный переворот. К власти пришел генерал Пиночет, и Себастьян стал "невозвращенцем". В Союзе он снял несколько художественных лент, в которых играли такие популярные актеры советского кинематографа, как Л. Куравлев, А. Джигарханян, Л. Полищук и другие. Зрителям, пожалуй, наиболее известна кинокомедия С. Аларкона "Агенты КГБ тоже влюбляются", не так давно показанная по одному из телеканалов.
Года полтора назад кинорежиссер вернулся на родину. Проживший в нашей стране около 30 лет и неплохо ее знающий, он предложил TVN (Национальному телевидению Чили) проект под названием "Еl Mirador en Rusia". Телевизионная программа "El Mirador" - нечто вроде нашего "Клуба кинопутешествий" - одна из самых популярных на чилийском телевидении. Она транслируется также на все страны Латинской Америки и часть Европы. С. Аларкон задумал снять для "El Mirador" документальную ленту о сегодняшней России, малоизвестной жителям южного полушария Земли да еще по ту сторону океана.
Видимо, для удешевления стоимости проекта телевизионщики отправились в путешествие в компании туристов. Из Москвы их сопровождали двое - канадский миллионер Джаспер, имеющий в Чили собственный бизнес, и 62-летняя пенсионерка Роуз. В Екатеринбурге к ним добавилось еще трое любителей острых ощущений - настоящий ковбой Юя, катающий туристов на лошадях по горам Чили, инженер Рикардо и путешественник Кристин.
"Да, азиаты мы..."
"Урал" провез гостей нашей страны по городам "Золотого кольца", потом доставил в Казань, где их ждала встреча с президентом Татарстана М. Шаймиевым. Оттуда отправились не в Екатеринбург, как планировали сначала, а через Уфу - в Миасс. Координатор проекта с российской стороны - миасская фирма "ГИРД" - уговорила чилийцев сделать небольшое отступление от маршрута. Гостей соблазнили Тургояком: сказали, что это озеро является аналогом знаменитого на весь мир Байкала.
Посоветовавшись с руководством ТVN (с ним поддерживался контакт через электронную почту и систему спутниковой связи "Иридиум"), чилийцы приняли предложение. И не пожалели об этом. Хозяева встретили их на перевале через Уреньгу. У стелы на границе двух частей света остановились. Чилийцы долго не могли понять, где они находятся, из чего наши заключили: Азия для них не столько географическое понятие, сколько геополитическое и культурное. По их разумению, Европа с ее цивилизацией кончается у границ нашей страны.
В чем мы их тут же и убедили. Меткий глаз телевизионщиков мгновенно заприметил девочек-трассовичек. За плату юные проститутки согласились на интервью, получив разрешение от крутых ребят, "пасущих" их из стоящего поодаль автомобиля.
Новая Россия
В Миассе телевизионщики провели съемку в частной фирме "ГИРД": интервьюировали руководство, рабочих в цехах порошковой металлургии и деревообработки. Знакомство с "представителями новой России" (так назвали чилийцы гирдовцев) было продолжено в селе Филимоново Чебаркульского района. Здесь можно воочию убедиться в преимуществах сельского "капитализма": земли, обрабатываемые крестьянским хозяйством "Надежда", радуют глаз дружными посевами зерновых культур, а расположенные по соседству поля выглядят иначе - то тут проплешина, то там.
Примет новой России на пути чилийцев было немало. Впрочем, оценить их могли скорее российские участники путешествия.
- На автодорогах стало спокойно, - отметил младший инспектор охраны А. Кузнецов, имеющий 10-летний опыт сопровождения грузов. - Бывшие рэкетиры трансформировались в бизнесменов: пооткрывали вдоль трассы стоянки, придорожные кафе. С криминалом им теперь не по пути - чем меньше риска, тем больше клиентов.
На всем пути от Москвы до Улан-Удэ путешественники не знали проблем с питанием и ночлегом: в любом городе им "был готов и стол, и дом". А вот российское село произвело на них крайне удручающее впечатление. Словно Мамай по деревням прошелся: животноводческие фермы опустели и разрушаются, поля не обработаны. Сельскохозяйственные предприятия рядом с крупными городами еще как-то существуют, а в глубинке жизнь будто замерла.
Что русскому на пользу...
Чилийских телевизионщиков в первую голову интересовали проблемы экологии, условия жизни россиян, их настроения, отношение к происходящим в стране переменам. Политических деятелей по пути они могли встретить немало - и Э. Росселя, и А. Тулеева, и А. Лебедя. Но им, видимо, одного М. Шаймиева за глаза хватило: после Казани собеседниками чилийцев были исключительно простые люди.
Ели иностранцы очень мало, поражаясь аппетиту наших соотечественников, привыкших руководствоваться принципом "Ешь, пока дают". Супы в чилийской кухне отсутствуют, но солянка и борщ гостям пришлись по вкусу. А еще пельмени и шашлыки.
Можно только догадываться, какими познаниями о традициях и нравах россиян обогатило чилийцев это путешествие! "Водка без пива - деньги на ветер", - внушали наши люди. Чилийцы проверяли на себе и наутро жаловались: "Будто сто индейских томагавков в голову вонзилось!" Тогда им советовали: "Чем заболел - тем и лечись..."
Песнь об "Урале"
Водители и охранники вернулись в Миасс с благодарственными письмами от С. Аларкона. Себастьян написал их от руки на официальных бланках Национального телевидения Чили. Так что теперь миасцы располагают автографами известного кинорежиссера.
Заводчане заслужили похвалу. Вахтовый автобус "Урал" 1993 года выпуска был отлично подготовлен в экспериментально-исследовательском производстве ОАО "УралАЗ" к длительному путешествию по российским дорогам. Без единой поломки он пробежал почти 16 тысяч километров. А ведь ехали хоть и по Московскому тракту, но между Красноярском и Иркутском дорога с асфальтовым покрытием нередко сменялась насыпной. Зато колеса из-за проколов пришлось менять дважды.
"Урал" пользовался повышенным вниманием со стороны водителей-дальнобойщиков и сотрудников ГИБДД. Их удивляла непривычная - с прямоугольным носом, более комфортабельная - кабина грузовика, оснащенного двигателем фирмы "Дойтц". Многие сожалели о сокращении выпуска автомобилей, без которых в континентальных районах Сибири "делать нечего". Именно такую характеристику выдали миасским грузовикам водители, перегонявшие в Якутию четыре новеньких "Урала". В общем, в родные пенаты миасцы возвратились с чувством гордости за свой грузовик.
Ольга АЙЗЕНБЕРГ.