04-09-01
Владимир СПЕШКОВ
Челябинск
Ничто не выходит из моды столь стремительно, как остромодные вещи. "Венецианский купец" Театра Моссовета, привезенный на нынешние челябинские гастроли, пример тому. Спектакль довольно свежий, идет не больше пары сезонов. Его поставил Андрей Житинкин - режиссер, чрезвычайно модный в столице и окрестностях (среди "окрестностей" Челябинская драма, на сцене которой Житинкин сделал два спектакля по Теннесси Уильямсу, кстати, очень хороших). Сценограф Андрей Шаров (широко известный в узких кругах в качестве модного кутюрье) насытил пространство "Венецианского купца" самыми ходовыми элементами сценической и новорусской моды: вода плещется под мостками, героиня плещется в джакузи, средневековые венецианцы в современном прикиде говорят по мобильным телефонам (какая все же пошлость!) и т.д. и т.п. Ростовщика-еврея Шейлока, требующего согласно векселю фунт человеческой плоти своего должника, играет приглашенная звезда - Михаил Козаков. После истории с отъездом в Израиль, а потом возвращением оттуда актер вновь стал моден, как в былые годы. Премьера пиарилась как хит сезона и в общем-то стала ею. Каковы нынешние ощущения от спектакля?
Ужасно старомодно. "Такое теперь не носят", - тянет сказать нечто в этом роде. Действительно ведь, не носят пышное и цветастое, в моде гладкое и черно-белое. Кутюрье Шаров совершенно беспомощен как сценограф, нагорожено многое (мостки в шахматную клетку, огромный, полый внутри бюст-манекен, огромные мячи, цветные полотнища...), но ни образа Венеции (даже вода не спасает), ни сколь-либо иного внятного сценического образа нет, просто мешанина довольно дурного вкуса.
С режиссерской концепцией тоже проблемы. Вроде бы спектакль делается о Шейлоке, а значит - о еврейском вопросе. О том, что "евреев любить трудно, но надо" (эту фразу Льва Толстого, если верить мемуаристам, любил повторять Олег Ефремов). В ХХ веке "Венецианского купца" всегда ставили именно про это, после Гитлера и Сталина, Освенцима и убийства Михоэлса, именно фигура и тема Шейлока, его страстный монолог, останавливающий весь ход динамичной пьесы ("Да разве у жида нет глаз? Разве у жида нет рук, органов, членов тела, чувств, привязанностей, страсти?"), становились главным.
Благороднейшее и остросовременное прочтение делало второстепенным то, что для Шекспира вовсе не являлось таковым. К примеру, интригу с тремя влюбленными парами, увенчанную счастливым концом (что по сценическим законам того времени делало пьесу комедией). Тему священной собственности, коммерческой честности торговой республики Венеции даже перед презренным иудеем: он должен получить фунт человечины, раз сделка освящена законом. В конце концов загадочную, меланхоличную фигуру Антонио, того самого "венецианского купца", фунт мяса которого требует Шейлок.
Эти потери легко простить, если главная тема сыграна со страстью и смыслом. Увы. Михаил Козаков позерствует, меняет наряды, на грани дурновкусия шаржирует еврейский акцент... Он и в былые годы, конечно, был Актером Актерычем, но эта черта дарования была скована строгой и точной внешней формой. Сейчас нет: идет торговля лицом, выпрашивание аплодисментов. Аплодируют много (у нас добрая публика), но не после главного монолога, сыгранного формально и пусто.
Разумеется, Козаков остается большим мастером, и в каких-то деталях и целых сценах он замечателен (сцена с Джессикой - просто поэма отцовской любви). Но главная тема - право быть иным, но равным - пропадает, звучит невнятно и формально.
Впрочем, еще раньше к ней теряет интерес режиссер (или, что вероятнее, не справляется с ней). Действие тонет в ст„бе, удачных и не очень импровизациях, псевдокарнавальной мишуре и весьма поверхностной этнографии.
Актерских талантов в моссоветовском спектакле - россыпь. Патриарх этого театра Борис Иванов замечателен в крошечной роли дожа Венеции (он, правда, больше похож на папу Римского). Искрометно комикуют Анатолий Адоскин (принц Арагонский) и Александр Леньков (Гоббо). Глубок и значителен Александр Голобородько (Антонио). Веселы и красивы молодые актеры Алексей Макаров (Ланчелот), Наталья Громушкина (Джессика), Дмитрий Щербина (Лоренцо), Татьяна Родионова (Нерисса)... Как удалось Андрею Житинкину с таким количеством хороших актеров поставить плохой спектакль - загадка мастера.
...В декабре Челябинску обещают еще одну столичную версию "Венецианского купца". Ее привезет на гастроли театр Александра Калягина, который и выйдет на сцену в роли Шейлока. Судя по всему, декабрьский спектакль может оказаться интересней. Его поставил совсем другой режиссер - Роберт Стуруа.